21.05.2021
927
0

Три фактора, которые влияют на скорость обучения

Что влияет на скорость обучения, когда речь идет об иностранных учениках? Преподаватели всего мира заинтересованы в том, чтобы найти точный ответ на этот вопрос. Пожалуй, у каждого практика этот ответ даже есть – свой собственный. Но школа Skyeng, в которой каждую неделю проводятся тысячи уроков английского, заинтересована в том, чтобы найти ответ наиболее полный и универсальный. Поэтому мы запустили свое исследование.

Частично о его результатах Антон Макаров уже рассказал в предыдущих статьях: в первой из них речь шла о том, сколько времени необходимо для того, чтобы увидеть значимый прогресс студента, во второй – о том, как интенсивность занятий влияет на результат.

В статьях были приведены выдержки из исследования Тeachers Тraining Сenter Skyeng в рамках национального проекта СЦОС при содействии специалистов Уральского Федерального Университета. Какие факты влияют на скорость обучения языку? Первым по важности можно назвать регулярность занятий. Регулярность занятий – это интенсивность + интервальность. Интенсивность – количество занятий за какой-то определенный срок (неделю или месяц), интервальность – время между занятиями. Например, один студент занимается в четверг и пятницу, а второй – в понедельник и четверг. У студентов одинаковая интенсивность (2 раза в неделю), но разная интервальность (3 и 5; считается по бОльшему промежутку во временном отрезке).

В исследовании не удалось доказать, что интервальность так же однозначно влияет на эффективность, как и интенсивность, однако «не получилось» здесь значит не то, что мы получили результаты, которые доказывают обратное – у нас не было достаточно данных, чтобы в принципе подтвердить эту гипотезу. Исходя из выявленных причинно-следственных связей, мы можем предполагать (но не утверждать), что, чем больше интервал между уроками, тем менее эффективным будет урок. Спекулировать и строить теории, почему эта гипотеза может быть правильной, мы здесь не будем. Вернемся лучше к, собственно, интенсивности.

Итак, интенсивность – это количество занятий в условную единицу времени. С самим понятием времени в изучении языка все относительно ясно. Мы знаем, сколько времени в среднем нужно на освоение того или иного уровня, знаем примерные отклонения от этой «средней величины» и можем планировать учебный процесс, отталкиваясь от набора необходимых компетенций для каждого уровня. Эти компетенции очень конкретны, измеримы и исчисляемы. Ключевое в обучении: время, необходимое для достижения образовательной цели, можно запланировать.

Однако помимо учебного плана есть «учебный факт». В идеальном мире они равны. В мире обязательного образования фактическое время, отведенное на освоение какой-либо дисциплины, «как бы» равно плановому. Единицы учащихся остаются на второй год, в вузовском образовании доля таких студентов больше – появляются отчисления, в мире дополнительного образования доходимость студента до значимых результатов обучения варьируется от 1% (как правило длинные self-study курсы) до 90% (как правило, обучение по типу «стажировка в другой стране».

Высокая доходимость обеспечивается тут даже не качественными иммерсивными практиками, а просто тем, что билеты для выезда из страны куплены на определенные даты. С тем, что для достижения учебной цели необходимо приложить некоторое количество усилий, которое измеряется в часах, кажется, ясно. «Английский за 16 занятий» –  или лукавство или просто шарлатанство, а учебный план, рассчитанный на 120 часов, невозможно уместить в 12. Если очень постараться, можно, наверное, в 100, но в 12 точно нельзя. Между тем, средний lifetime студентов в Skyeng в 2020 году составлял, например, около 30 уроков, что не достаточно для достижения большинства целей.

Интересно, что скорость освоения материала существенно замедляется со временем, а граница среднего LT как раз и приходится на период замедления. Это нормальный процесс, однако недостаточная информированность студентов о том, что такое замедление – норма, возможно, приводит к появлению негативных эмоций и потере уверенности в достижимости итогового успеха.

скорость обучения

Помимо «доходимости», т.е. обучения определенной длительности для достижения учебной цели, есть еще один немаловажный параметр – «приходимость» или «дисциплина».

По версии наших коллег из GeekBrains, успешное обучение – это высокоэффективное обучение, помноженное на время. Высокоэффективное обучение – это произведение мотивации (как внешней, так и внутренней) и контента, а время – это регулярность (интенсивность), помноженная на дисциплину.

«Принцип регулярности говорит о том, что эффективным может быть только то обучение, в котором выдержана некоторая периодичность». Тезис о том, что «для эффективного освоения какой-либо технологии требуется уделять ей время хотя бы раз в неделю», как мы выяснили в предыдущей статье, для английского языка кажется спорным, в изучении L2 минимальная интенсивность скорее 2 раза в неделю, особенно на начальных и средних уровнях.

А вот с описанием дисциплины поспорить сложно. «Собственно, дисциплина – это та сила, которая призвана обеспечить регулярность занятий <…> максимальный эффект достигается не только когда вы регулярно выделяете время своему образованию, но и когда это время используется эффективно». Снижение дисциплины автоматически ведет к инвалидизации принципа регулярности, что может проявляться как в снижении собственно интенсивности (когда студент не приходит на занятия), так и к увеличению интервалов между занятиями, что, как мы предполагаем, также оказывает негативное влияние на итоговый результат и эффективность занятия. При этом, конечно, есть «обстоятельства непреодолимой силы» — болезни, командировки, отсутствие интернета и электричества, компьютерные игры, разливное пиво, лень и другие не менее серьезные проблемы. 100% дисциплина (сколько уроков запланировано, столько и проведено) недостижима, но в наших силах ее увеличивать.

Что мы хотели сказать серией статей о факторах, влияющих на обучение? Есть три фактора, которые на самом деле влияют на скорость обучения. Это возраст, мотивация и интенсивность. Мы никак не можем повлиять на возрастные изменения (ни на те, что имеют физиологический субстрат, ни на ментальные – те, что имеют психологическую основу), мы не очень можем повлиять на мотивацию студентов в аспекте создания потребности. Увлечь и сделать занятия интересными – да, но придумать потребность, если ее нет – маловероятно, это навязывание, оно хорошо для продаж, но не всегда подходит для образования. Посмотрите видео о технологиях взаимодействия с такими студентами.

Наш самый большой ресурс влияния на эффективность обучения – это увеличение интенсивности. Поэтому 27 мая в 14:00 мы проведем кейс-вебинар «От чего зависит скорость обучения, и как ее измерить?»

На вебинаре мы:

— узнаем современный научный контекст исследований эффективности обучения;

— научимся рассказывать студенту, как увеличить эффективность своей работы;

— поделимся лучшими практиками увеличения интенсивности и создания мотивации;

— а также проведем время с пользой, решая методические и околометодические задачки.

Здесь можно записаться на вебинар.

А если вы хотели бы уже сейчас присоединиться к команде учителей и исследователей Skyeng – переходите на сайт, нажав на кнопку ниже. До встречи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×