Представим ситуацию на уроке: преподаватель говорит — ученик, которому от трех до шести лет, повторяет, но в результате у малыша получается что-то невнятное. Нужно ли в этой ситуации тут же поправлять и добиваться идеального произношения?

В моей практике в процесс часто вмешивались родители, которые хотели, чтобы с первого раза у малыша получилось произнести, как у взрослых. Однако овладение фонетической системой требует времени, точно так же, как это происходит с родным языком: ведь дети не сразу начинают говорить членораздельно, а поначалу гулят. На любом языке речь становится чистой постепенно. Важно не торопить ребенка и корректировать аккуратно, чтобы естественные процессы не были нарушены, но и неправильное произношение не закрепилось.

Этапы работы со звуками

В основе обучения фонетике лежит повторение или имитация. Имитировать английскую речь маленькие ученики могут осознанно и нет. В большинстве своем дети повторяют за учителем, не задумываясь, куда поставить кончик языка, с какого звука начинается слово, на какой звук оно заканчивается.

Если интуитивное подражание не приводит к должному результату, на помощь приходит осознанная имитация — изучение правил произношения. Поняв, как устроен звук, ученик обретает навык различать звуковой состав речи на слух. Другими словами, это работа, направленная на формирование фонематического слуха.

Методисты и преподаватели не советуют изучать за урок сразу много звуков, лучше если он будет один или два похожих, чтобы сконцентрироваться на разнице (t и d, b и p, k и g). 

Также лучше двигаться по определенной системе или УМК, например Oxford Phonics World, Jolly Phonics. Я работаю со звуками по следующим стадиям:

  1. initial / beginning sounds
  2. ending sounds
  3. word families: with short vowels (-at, -en, -ub и т.д.), long vowels, consonant blends (sp-, cr-, gl- и т.д.)

Вводим в практику: какие упражнения выбрать?

На занятиях с детьми есть из чего выбрать: малыши, в отличие от подростков и взрослых, не будут стесняться петь песенки, рассказывать стишки и скороговорки и, конечно же, играть в игры.

Песни

На канале Pinkfong есть замечательная серия песен “Super Phonics”, где можно найти материал на любой изучаемый вами и вашими маленькими студентами звук. Например, очень классная песня The Vowel Family | Super Phonics, она помогает выучить гласные звуки. А Pop! Hop! Bop! | Super Phonics или Pam Jam Jam | Super Phonics учат различать word families.

Скороговорки

Скороговорки для малышей не должны быть слишком сложными и длинными. Найти хорошие варианты можно на сайте British Council: Learn English Online. Например:

— Red lorry, yellow lorry.
— She sees cheese.
— Six sticky skeletons.
— The blue bluebird blinks.
— Eleven elves licked eleven little liquorice lollipops.
— Kitty caught the kitten in the kitchen.

Для учеников постарше можно взять скороговорки посложнее:

— A big black bug bit a big black dog on his big black nose.
— I scream, you scream, we all scream, for ice cream!
— Fresh fried fish, fish fresh fried, fried fish fresh, fish fried fresh.

Будет здорово, если вы проиллюстрируете их картинками.

Короткие стихотворения

Как стишки для изучения можно использовать тексты песенок. К примеру, “Twinkle Twinkle Little Star”:

Twinkle twinkle little star.
How I wonder what you are.
Up above the world so high.
Like a diamond in the sky.
Twinkle twinkle little star.
How I wonder what you are.

Или “Little Snowflake” от Super Simple songs:

Snowflake, snowflake, little snowflake.
Little snowflake falling from the sky.
Snowflake, snowflake, little snowflake.
Falling, falling, falling, falling, falling,
falling, falling, falling, falling…
falling on my head / on my nose / in my hand.

Чтобы стихи запоминались, проиллюстрируйте каждую строчку движениями. Также работу со стихами можно дополнить поделкой или рисунком.

Игры

Игры могут быть направлены на изучение и тренировку одного или двух звуков. Например, при изучении пары звуков p и b или любой другой, можно использовать игру Magic sticks.

Подготовить для детей волшебные палочки, на одной прикрепить звук p, на другой — b. Учитель говорит слова, которые начинаются или заканчиваются на изучаемые звуки, а дети взмахивают правильной палочкой и произносят заклинание — звук.

Также будут полезны любые игры на дифференциацию звуков.

Clap, stomp: хлопнуть, если слышишь один звук, топнуть — если другой;
Piles: положить стопку с флеш-карточками лицевой стороной вниз, ученик берет карточку, называет слово и определяет в нужную стопку/корзинку со звуком.

Или, если уже достаточно звуков изучено, можно использовать игры на review. К примеру, I spy. Реалии или флэш-карты разложить на полу или на столе. Учитель говорит: I spy with my little eye something starts / ends with a p.  Ученики ищут предмет. Затем также стараются задать друг другу загадки, если ученики имеют достаточный уровень английского для этого.

При постановке звуков малышам нет необходимости рассказывать правила, но важно продемонстрировать, как звуки произносятся во рту. Для этого можно ввести персонажа Mr. Tongue и самому преподавателю активно-активно артикулировать, превращая все это в игру. Например — mirror или monkey, где ученики должны повторять в точности за преподавателем.

Если изучаете звуки «с придыханием», ученикам можно раздать листочки и пробовать создавать ветер с помощью звуков, чтобы листочки колыхались.

Главное — изучать звуки постепенно и наблюдать, как звук за звуком произношение детей становится красивым и чистым.

Кстати, особое внимание произношению малышей уделяют в Skyeng: здесь даже в летний период есть ученики младшего возраста. Если вы любите работать с этой возрастной группой, приходите к нам в школу — сейчас как раз идет набор!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×