Чем раньше ребенок начинает учить иностранный язык, тем легче пойдет процесс — так в своей книге «После трех уже поздно» утверждает Масару Ибука, один из основателей Sony и автор концепции по обучению детей раннего возраста. Однако педагоги, пробующие обучение дошкольников, сталкиваются со множеством проблем — как с дисциплиной, так и с усвоением материала.
К чему следует готовиться, если хочется заниматься с этой возрастной группой? Поделюсь советами, которые помогут решить основные трудности.
Нет осознанности и мотивации
Зачем учить английский? Не каждый школьник ответит на этот вопрос сам, а дети до 6 лет о таком вообще не задумываются. Малышей бывает трудно мотивировать на изучение иностранного языка, поэтому уроки английского нужно максимально адаптировать под игровой формат.
Подготовьте карточки, таблички, разноцветную бумагу, пластилин, игрушки, мультфильмы и музыку. Не заставляйте учить новые слова — нужно, чтобы ребенок сам захотел их запомнить. Этому поможет «знакомство с англичанкой» — куклой или игрушкой, которая не знает и не понимает русский язык. Покажите ребенку, как с ней можно говорить, и подсказывайте шепотом фразы.
Ребенок неусидчив
Решить эту проблему помогут время и методика. Если вы работаете с очень активным ребенком, начните с 20-минутных занятий, поделенных на два или три блока с разными видами деятельности. Между блоками проводите активные физминутки, даже если вы занимаетесь онлайн — обязательно прерывайтесь на веселый танец, гимнастику или песню. Подборок для таких занятий в интернете очень много, мои любимые — Super Simple Songs.
Возвращаясь к методике — используйте TPR (Total Physical Response). Благодаря тому, что задействован кинестетический и визуальный канал восприятия, дети смогут быстро запоминать новые слова и при этом не уставать от урока. Здесь можно подробнее прочитать об этой методике и почерпнуть интересные идеи для урока. Для поддержания интереса детей еще советую использовать кинестетические игры.
Сложно поставить произношение и научить письму
Конечно, детей стоит обучать письму уже после того, как ребенок познакомится с алфавитом и азами чтения на родном языке — это значительно облегчит вам работу. Тем не менее, вы можете начать с рисования или закрашивания букв по трафаретам.
Советую почитать статьи моих коллег — о том, как обучать дошкольников письму и как работать с произношением.
Ребенок быстро устает
Вероятно, это самое сложное в работе с детьми. Утомлять может что угодно: сам процесс обучения, обстановка, атрибуты. Чтобы ребенок не заскучал, постоянно меняйте виды деятельности, а также то, чем вы пользуетесь на уроках:
— комбинируйте игры, рисование, лепку, танцы и изучение новых слов;
— используйте разные инструменты — мяч, кубики, доску, мягкие игрушки;
— занимайтесь в разных местах — за столом, на полу, на диване;
— если есть такая возможность, проведите урок на свежем воздухе.
Если вы планируете заниматься с группой дошкольников, то обучению помогут общение, совместные игры или просмотр мультиков на английском. Дети подружатся и будут с радостью ходить на занятия.
Если же ваши уроки индивидуальные, постарайтесь подружиться с ребенком сами — станьте для него не просто учителем, а интересным собеседником и наставником.