Три этих буквы знакомы многим преподавателям. Триада Presentation — Practice — Production зарекомендовала себя как надежный путь формирования грамматических и лексических навыков. Однако в последнее время такой подход вытесняется другими способами и приемами, например, guided discovery. Давайте разберемся, почему PPP начинает терять популярность и как его использовать эффективно в современных реалиях.
Как работает PPP?
PPP является стандартным подходом в обучении: преподаватель дает правило, показывает его в контексте, объясняет и иллюстрирует. Чтобы понять, как студенты усвоили теоретическую информацию, преподаватель задает concept checking questions. Студенты на этом этапе почти пассивны. Их задача — усвоить правило.
На этапе Practice важен drilling — тщательная и последовательная отработка нового явления с целью его закрепления. Упражнения на этом этапе носят «технический» характер, так как важно довести навык до автоматизма.
Последний этап — Production. Он наиболее важен, так как именно речь является целью обучения, а не формальное знание правила и заполнение пропусков. Теперь задача студентов воспроизвести изученную структуру в естественной (коммуникативной) ситуации. Задания могут быть самыми разнообразными, но они должны носить творческий характер: описать фотографию, рассказать о себе в прошлом, придумать диалог в магазине между продавцом и покупателем. Преподаватель записывает ошибки учеников, чтобы исправить их вместе уже после выполнения задания.
Почему PPP теряет популярность?
Достоинства данного метода: последовательность, удобство для учителя, прочность навыков сопряжены и с недостатками. Во-первых, данный метод для высоких уровней может показаться скучным и демотивирующим. Как показывает практика, уроки «по шаблону» быстро надоедают, поэтому более актуальными становятся flipped classes, уроки по принципу Test-Teach-Test. Во-вторых, учитель при таком подходе играет ключевую роль, что означает полный контроль над процессом и пассивность студентов. Урок рискует превратиться в лекцию, если преподаватель не контролирует TTT (Teacher Talking Time).
В-третьих, одним из основных принципов drilling является исправление всех ошибок, так как работа ведется над точностью. Даже на этапе production ошибки редко исправляются отсрочено. Такой подход может привести к тому, что студенты будут зациклены на ошибках и не захотят говорить из-за страха.
Что взамен?
В настоящее время основным «соперником» PPP является guided discovery, дающий возможность студентам «открыть знание».
Три этапа работы с guided discovery
1) Преподаватель находит аутентичный материал, в котором нужное грамматическое явление используется часто: песня, отрывок из статьи, пост в инстаграме и т. д. Далее необходимо обеспечить понимание значения явления с помощью анализа предложений и компонентов конструкции в контексте. Сформулированное правило отражается в письменном виде.
2) Controlled practice tasks, направленные на закрепление материала: заполнение пропусков, расставление по порядку;
3) Freer practice tasks. Цель данного этапа — практика изученного материала в речи. Можно предложить студентам различные ролевые игры, составление историй, высказывания на проблемные темы.
Учитель направляет и помогает, но не объясняет все сам. Известно, что материал лучше запоминается, когда материал проанализирован учеником самостоятельно или с небольшой помощью.
Guided discovery вытесняет PPP еще и потому, что студенты активны, даже когда работают над правилом.
Если же говорить о недостатках, то они могут быть связаны с возрастом ученика. Дошкольники и младшие школьники не могут сформулировать правило их-за слабого развития таких свойств мышления, как анализ, синтез, сравнение. Некоторые преподаватели испытывают сложности, задавая вопросы при введении новой конструкции. Также многие взрослые ученики привыкли к «лекционной» подаче материала.
Другим довольно популярным методом является TTT (test-teach-test), основными достоинствами которого являются ориентированность на цель, быстрота использования, понимание преподавателем того, что нужно студенту в каждый конкретный момент работы над материалом.
Работа также проходит в три этапа:
- диагностическое тестирование — выявление проблем и трудностей;
- объяснение правила на основе допущенных ошибок и проработка при помощи заданий на автоматизацию материала;
- проверка усвоения грамматического явления.
Отказаться, нельзя использовать?
Любой метод имеет недостатки, поэтому преподавателю важно быть гибким и использовать то лучшее, что предлагает данный метод. Кроме того, все студенты разные, и выбор способа обучения и объяснения будет также обусловлен их индивидуальными особенностями.
Что можно взять на вооружение из PPP:
— структурированность и наглядность материала, представленного в таблицах или схемах;
— четкую систему упражнений, вывод в речь материала на этапе production.
Что можно использовать из других методов:
— возможность студентам самим формулировать правило и структурировать его, представляя в таблицах и схемах;
— формулировку коммуникативной задачи при изучении нового грамматического явления;
— возможность анализа контекста для осознания нового грамматического или лексического явления;
— большую свободу в разговорной практике и исправление ошибок в виде обратной связи после речевого высказывания.
В современных условиях важно разнообразить упражнения, которые используются на этапе Practice, уделяя внимание визуальному оформлению таких упражнений. Использование игровых технологий и геймификации (Bamboozle), различных сервисов как для создания упражнений (Wordwall, LearningApps), так и для оформления правил поможет преподавателю мотивировать студентов к занятиям, уйти от надоевшего шаблона.
Мода меняется, но один принцип останется навечно: необходимо помочь ученикам не просто запомнить грамматику и лексику, но и научиться применять иностранный язык в процессе коммуникации. Использование различных подходов, гибкость и постоянный анализ прогресса приблизят вас и вашего студента к этой цели.
Почитайте по теме: Метод РРР в ELT