Влияет ли частота занятий на эффективность обучения иностранному языку: мнение ученых

Влияет ли частота занятий на эффективность обучения иностранному языку: мнение ученых

Современному человеку – что взрослому, что школьнику – иногда бывает сложно найти время для занятий иностранным языком среди всех тех дел, что требует от нас ежедневная рутина. Поэтому возникает вопрос: как часто нужно заниматься, чтобы обучение было эффективным, и приобретенные навыки не терялись? В научной литературе можно встретить немало теорий на этот счет.

Вероятно, одной из самых первых была теория Эббингауза, выдвинутая немецким психологом Германом Эббингаузом еще в 1885 году. Заучивая различные виды данных, ученый описал, как происходит процесс удержания и потери информации на промежутке от 20 минут до месяца после ознакомления с ней. Эта теория получила название «кривой забывания». Согласно данной теории, уже в течение первого часа после заучивания нового материала теряется 60% информации, а через 10 часов в памяти остается всего 35% усвоенного. В дальнейшем процесс забывания идет не так быстро, и через месяц человек может припомнить около 20% от первоначального объема изученного материала.

Было проведено несколько исследований, чтобы подтвердить или опровергнуть эту теорию. Одно из исследований было опубликовано в 2015 году авторами из Амстердама. Единственным испытуемым был один из авторов исследования, но процедура была наиболее приближена к оригинальной задумке. За одну сессию нужно было выучить 10 листов, каждый из которых содержал 104 бессмысленных слога, а временные интервалы между заучиванием и повторением были аналогичны предложенным Эббингаузом: 1 час, 9 часов, 1 день, 2 дня, 6 дней и 31 день. Проанализировав полученные результаты заучивания и воспроизведения материала, учёные построили график, который совпал с кривой забывания, разработанной в конце 19 века. В другом исследовании, проведенном в 2015 году в Тайване, учащиеся смогли сохранить 36,6% выученных английских слов спустя три месяца после их изучения. Однако этот эффект был получен при интенсивных занятиях чтением и прослушивании аудиоматериалов.

Опираясь на теорию Эббингауза и данные подобных исследований, были предложены следующие рекомендации для изучающих иностранные языки. Во-первых, повторение материала стоит делать как можно раньше, желательно в конце самого занятия. Данная рекомендация была подтверждена на практике в 2016 году учеными Японии: они провели эксперимент, в котором было изучено влияние повторения на языковую беглость учащихся. Согласно полученным результатам, немедленное устное повторение заданий, содержащих монологи, повышает эффективность владения языком независимо от уровня умений учащихся.

Во-вторых, чтобы преодолеть кривую забывания, уроки нужно проводить не менее двух раз в неделю; в противном случае учащиеся обречены проходить один и тот же материал снова и снова. В-третьих, учителям рекомендуют разбивать материал на более мелкие куски, так как это облегчает воспроизведение только что заученной информации. Однако работает ли данное правило, например, при наращивание словарного запаса? Этот вопрос был исследован в экспериментах, проведенных в 2016 году учеными Японии. Испытуемые изучали ряд английских слов тремя способами: список слов был разбит на четыре части, на две части, и последнее из условий подразумевало изучение всего списка слов целиком за одно занятие. Оказалось, что разделение материала на более мелкие части не приводит к лучшему запоминанию при условии, что временные промежутки между изучением одних и тех же слов остаются одинаковыми. 

Таким образом, опираясь на подтвержденную учеными теорию о кривой забывания, учителя и учащиеся могут разработать программу, при которой обучение будет проходить наиболее эффективно. Стоит предусмотреть повторение пройденного материала сразу же после занятия и выделить небольшое время на его припоминание между уроками. Также в зависимости от типа материала, можно разбивать изучаемую информацию на составляющие элементы, что может улучшить ее припоминание и удержание в памяти. В целом, следует придерживаться основного правила – проведение занятий не менее двух раз в неделю и повторение усвоенного положительно сказывается на развитии языковых навыков.

Надежда Данилова

Влияет ли частота занятий на эффективность обучения иностранному языку: мнение ученых

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    550 1

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×