Takeaways с вебинара “20 tips on vocabulary teaching” от Пенни Ур

Takeaways с вебинара “20 tips on vocabulary teaching” от Пенни Ур

Пенни Ур — преподаватель английского языка с опытом работы свыше 30 лет в начальном, среднем и старшем звене школы. Сейчас она на пенсии, но ведет курс CELTA. У Пенни Ур огромное количество публикаций, она также регулярно выступает на конференциях, семинарах и вебинарах. Вебинар “20 tips on vocabulary teaching” состоялся 26 мая 2021 года. Присутствовали учителя со всего мира, было примерно 5745 участников. На данном вебинаре, Пенни Ур поделилась советами по методике преподавания английского языка, а именно приемами работы с лексикой. Пенни является экспертом в данном областе и эти практические советы могут быть эффективно применены при работе с любым уровнем и возрастом учащихся. 

Переходим к советам: 

Spend a lot of class time vocabulary teaching. 

Большую часть урока следует отводить изучению и практике лексики, так как, как показывают исследования, для свободного владения языком учащиеся должны знать невероятное количество лексики. Чтобы достигнуть уровня В1, необходимо знать 3 тысячи слов, для продвинутого уровня уже 5 тысяч слов, а для понимания сложных академических текстов надо знать 8 тысяч лексических единиц. Если в среднем ученик занимается 30-40 недель, то для достижения уровня в 3 тысячи слов надо учить 11 слов в неделю, для 5 тысяч — 18 слов, и это не учитывая время на повторение и отработку знаний словосочетаний. 

Review again and again. 

Важно, чтобы ученики постоянно повторяли выученные. Чтобы слово запомнилось, его надо повторить от 6 до 16 раз. Напишите новые слова на доске в начале урока и обязательно возвращайтесь к ним в конце урока. Следующий урок начните с этих слов снова. 

Teach multi-word items, not just single words.

Во время введения новой лексики, давайте не отдельные слова, а словосочетания, фразы, устойчивые выражение. Стоит уделить особое внимание сочетаниям слов, значение которых сложно угадать по переводу отдельных слов, например, фразовые глаголы и биномы (to and fro, now and then). 

Teach the word + the word(s) it goes with. 

Запоминать слова надо словосочетаниями (collocations) и с предлогами, которые идут вместе со словом, так как предлоги при переводе на родной язык могут отличаться. Учите пары слов, которые имеют принципиальную разницу, например, high/ tall. Тот же совет работает и с наречиями, давайте их в паре с глаголами. 

Prioritize international vocabulary.

Не разделяйте английский язык на британский или американский. Современные студенты учат язык для работы, обучения и многих других целей. Стоит учить те слова, которые будут понятны как элементы международного языка. В некоторых учебниках, которые издаются в Англии, до сих пор используют ‘have you got’, хотя ‘do you have’ употребляется чаще. 

Reading texts: you don’t always have to pre-teach vocabulary. 

Нет необходимости всегда объяснять новые слова перед чтением текста, так как маловероятно, что ученики их запомнят сразу. В контексте восприятие слово пройдет лучше. Но не забудьте повторить слова, изученные во время урока, в конце занятия. 

Don’t (usually) ask students to guess meanings of words from context.

Не стоит всегда просить учеников угадать значение слова из контекста. Это может сбить их с толку. Основываясь на исследованиях, Пенни говорит, что этот прием — трата времени и он не дает возможности запомнить слова. 

Use ‘profilers’ to help you decide which vocabulary to teach from a text.

В тексте в первую очередь работайте с common vocabulary. Используете корпуса, чтобы отобрать самую частотную лексику. 

It’s OK to practice words out of context.

Во многих методических пособиях написано, что важно отрабатывать слова в контексте, но Пенни Ур акцентирует внимание, что ничего страшного нет в том, что вы используете single-word review (перевод, диктант) или вспоминаете словосочетания, например, просите студентов назвать прилагательные, которые могут идти со словом question: an easy question, a hard question. 

 Make exercises interesting.

Чтобы студенты не заскучали во время vocabulary practice, используйте разные типы заданий, добавьте задание открытого типа и HOTS

Avoid word games like ‘Hangman’ and ‘Wordsearch’.

Избегайте игр виселица или поиск слов, так как, по словам Пенни, это некорректные игра в соответствии с реалиями современного мира и также бесполезные для пополнения словарного запаса, так как большое количество времени уделяется разгадыванию одного слова по буквам. Если вы не отрабатываете произношение букв алфавита, то это время можно потратить эффективнее для изучения слов. 

Use L1 (as well)

Существует много способ объяснения новой лексики.   

Можно использовать картинки, реалии, определения, синонимы, подключать жесты, приводить пример использования, а также перевод. Не надо бояться использовать L1, особенно, если это спасает ситуацию, когда студент совсем не понимает слово.

 Don’t teach lexical sets all together for the first time. 

Первый раз работая с новой лексикой, не давайте все слова одной темы вместе, то есть все цвета, все части тела. Большинство учебников начального уровня так и дают слова, но это сбивает с толку, одно слово замещает другое (согласно interference theory). Лучше учить словосочетания, которые естественно используются в контексте, например, blue sky. 

 Don’t spend ages checking vocabulary homework in class. 

Выведите ответы на доску и попросите учеников проверить себя или объедините их в пары/группы и проведите peer-checking. Самый лучший вариант, если у вас есть на это время, — собрать тетради и проверить их после урока. 

 Get students to present new vocabulary.

Попросите учеников представить классу слово или фразу дня, современные лексические единицы, которые они услышали в кино, или узнали от друга или родителей. 

Get students to design test items.

Предоставьте учащимся возможность самим спроектировать тест по словам. Например, вы хотите проверить все слова, изученные за месяц, пусть  учащиеся сделают вопросы к словам в парах, вы их проверите и сделаете единый для всех тест. 

 Use ‘gathering time’ in an online lesson for vocabulary practice.

Если вы проводите урок онлайн, например, в zoom, пока ученики “собираются” ю  раздайте вопросы, которые они читают всем остальным. Например: сколько слов начинаются на букву А, какие вещи вы любите делать/ ненавидите. 

 Encourage students to look for new vocabulary outside the classroom. 

Поощряйте учеников читать книги, смотреть YouTube, искать информацию в интернете на английском, а также замечать английский вокруг, например, на вывесках  этикетка и т.д.  

 Don’t over-use the dictionary. 

Не заставляйте учеников искать незнакомые слова в словаре. Вы и являетесь самым лучшим и полным словарем для них. Не теряйте время урока на поиски. 

Хорошо использовать поиск в словаре для обучения работы со словарем, но не более. 

 Never say never. 

Вы сами выбираете какие идеи использовать в изучении лексики, а от каких стоит отказаться. 

Надеемся, данный конспект вебинара будет полезен вам. Поделитесь в комментариях, какими приемами уже пользуетесь? 

 

Takeaways с вебинара “20 tips on vocabulary teaching” от Пенни Ур

Беднова Ольга

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    1340 3

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×