Недавно я писала статью о роли нейролингвистики в преподавании, основная идея которой в том, что чем лучше мы понимаем, как работают наши память и мозг, тем легче нам строить методику преподавания и обучать наших учеников. Рассмотрим несколько лайфхаков, которые помогут нам «быть в потоке». 

№1. Навык как средство достижения цели 

Гормон дофамин отвечает за нашу продуктивность и мотивацию, он же отвечает за чувство удовлетворенности от проделанной работы. Приступая к рутинным задачам, изначально ищите что-то интересное в них и настраивайте себя на успех: чем больше собственных достижений вы видите, тем сильнее растет мотивация к этому. 

Чтобы «обхитрить» мозг превратите каждую свою цель в какой-то навык: так вы упростите свою задачу, поскольку настроитесь не достигнуть что-то, а освоить, а также точно обозначите пользу для себя, которую получите здесь и сейчас. Например, готовясь к сложному уроку или презентации, подумайте о том, какой ваш навык оттачивается в процессе подготовки. Похвалите себя за это. 

Этот же принцип применяйте на уроках английского: не ставьте перед студентами цели, связанные с языком. Сосредоточьте их внимание на навыках — чтение, говорение, письмо, аудирование, общение, диалог, монолог, восприятие на слух и так далее. Каждый освоенный навык — это level up к достижению цели. Благодаря этому трюку, вы «подкармливаете» мозг быстрыми результатами, от которых испытываете удовлетворение. Это стимулирует выброс дофамина, а он поддерживает мотивацию. Благодаря мотивации вы осваиваете следующий навык, от которого испытываете удовлетворение… ну и так по кругу. 

№2. «Орднунг» как средство упрощения

Немецкое слово «Ordnung» переводится как «порядок» и идеально характеризует прекрасное качество немцев — дисциплинированность. Наш мозг остро нуждается в том, чтобы все было упорядочено. Наверняка, вы тоже слышали об ограниченном объеме нашей кратковременной памяти. Стремясь как можно больше запомнить, мы перегружаем нашу память и теряем качество своего труда. Чтобы избежать этого, внесите в свою жизнь дисциплину: пользуйтесь списками на бумаге или в телефоне, записывайте важные мысли и задачи, распределяйте объемы работы четко по графику. 

Для тренировки памяти воспользуйтесь следующим методом: подбирайте материалы для своих учеников по их возможностям. Не стоит думать, что чем сложнее материал и больше работа, проводимая над ним, тем лучше будут их успехи. Вряд ли школьник, не знающий таблицы умножения, сможет разобраться в задачах с интегралами. Это касается и английского языка: выработайте свою систему — структуру преподавания, четко разграничить, какие темы подойдут после освоения других тем. Так вы дадите возможность памяти своих учеников воспринимать информацию структурно, «наслаивая» новые знания на те, что уже хорошо освоены. 

№3. Утро как тренажерный зал для мозга

Центр контроля, расположенный в префронтальной зоне головного мозга, помогает нам быстро ориентироваться, принимать решения и контролирует силу воли. Хотя этот навык тоже можно отработать, из-за огромного количества задач в день, а также количества стресса в нашей жизни, к вечеру наш волевой запас сокращается. Получается, самые важные задачи, решения, дела, нам следует выполнять с утра и в первой половине дня, когда наш мозг пробудился, активен, а волевой запас еще не иссяк. 

Эти знания следует использовать и при планировании уроков: возьмите себе за правило назначать занятия со студентами, по возможности, в первой половине дня. Они будут сосредоточены, менее раздражены и более внимательны. Кроме того, вы сможете сократить свое умственное напряжение к вечеру, перестать пользоваться техникой до сна и дадите мозгу перейти в состояние покоя, что прекрасно отразится на качестве вашего сна, а как следствие, на памяти и работоспособности.

№4. Ошибки как средство ассоциации 

Студенты не любят ошибаться, и большинство преподавателей не любят ошибки находить. Это часто расстраивает и может привести к отрицательным эмоциям, демотивации и даже к разочарованию. Но наш мозг удивительно устроен: он хорошо запоминает то, что вызывает у него яркие эмоции. 

Так, например, студенты быстрее запоминают слова песен или реплики героев из любимого шоу, чем новые слова. Используйте это! Ошибки вызывают массу эмоций, и хорошо подходят для образования ассоциативных связей. Разбирайте со своими студентами ошибки, особенно если они влияют на итоговые оценки или баллы. Хоть ученикам и будет досадно за испорченную оценку, они хорошо запомнят свою ошибку, и вряд ли вновь ее повторят. 

№5. Интервальное повторение как средство создания новых нейронных связей

Все больше преподавателей склоняются к тому, что учить новую лексику нужно в контексте, сразу применяя ее в повседневной жизни. Это отличный способ. Но что, если слово так и не запоминается? Воспользуйтесь интервальным повторением: разделите этапы повторения слова на временные отрезки. Например, записав на уроке со студентами новые слова, попросите их повторить их вечером. 

Используйте эту лексику на следующем уроке, затем через три дня, после через неделю. Каждое следующее употребление нужных слов должно быть менее очевидным, т. е. не нужно заострять на нем внимание. Через месяц студенты перестанут обращать внимание на это слово, спокойно используя его наравне с теми словами, которые знают уже долгое время. 

Мозг человека — уникальный орган. Это самый мощный «компьютер» в мире, и он есть у каждого из нас. Наша задача — раскрыть его потенциал и возможности, последовательно тренируя нашу память, логику и силу воли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×