После нескольких лет преподавания думаешь не только о том, как лучше построить урок и как качественно провести его, но и как правильнее разделить границу между работой и домом, чтобы одно не мешало другому. Где взять время, чтобы разобрать все сохраненные источники, которые откладываешь на потом? Как успеть сделать все по работе, но при этом не перегружаться? Для ответов на эти вопросы есть хороший подход — минимализм. Расскажу о нем в статье и поделюсь идеями, как применить в сфере преподавания.

Что такое минимализм

Минимализм — направление, которое применимо в музыке, искусстве, лингвистике, архитектуре, литературе и дизайне. Последние несколько лет минимализм проникает в сознание людей и становится уже стилем жизни, который заключается в отсеивании лишних вещей и концентрации только на тех, которые действительно необходимы.

Ошибочно полагать, что единственный принцип минимализма: чем меньше, тем лучше.

Задача не избавиться от множества вещей, а оставить только то, что действительно привносит ценность в жизнь. Для всех ценности разные, поэтому минимализм будет разным для каждого, в этом и заключается его гибкость и преимущество. Вы сами определяете принципы, которых будете придерживаться, и следуете им.

Помимо того, что этот стиль можно применить в одежде и дизайне интерьера, он отлично подойдет для учительской деятельности, так как в нашей работе всегда можно потерять грань между тем, что действительно нужно, и тем, что может пригодиться, но так и не используется.

Как применить минимализм учителю

Прежде чем применять на практике этот образ мышления, выделите для себя основные минималистические принципы работы. Я предлагаю придерживаться таких позиций:

  1. Сразу избавляться от того, что не пригодится в работе.
  2. Расставлять приоритеты.
  3. Думать про качество, а не количество.

В преподавательской деятельности есть три сферы, где однозначно можно применить эти принципы на практике:

  1. В классе;
  2. В онлайн-ресурсах;
  3. В планировании.

Давайте разберем их более подробно.

В классе

В классе сложнее всего поддерживать подход минимализма. Там всегда будут тетради, домашние задания, книги, упражнения и все остальное, что создает видимость нужного на первый взгляд. Если вы только начинаете преподавать, то тут проще: вы еще не успели «обрасти» материалами. Однако если вы учитель со стажем, то может быть сложнее.

Посмотрите на свой класс и подумайте, какие чувства вызывает обстановка в классе? Все ли на своих местах? Знаете ли вы, где лежит каждая нужная вещь?

То, какие ощущения вызывает обстановка в классе, очень влияет не только на преподавателя, но и на учеников.

Для начала хорошей идеей будет перебрать все материалы и провести уборку, как мы рассказывали статье Генеральная уборка: как привести в порядок материалы в классе.

А после этого применять минималистичный подход

➡ Старайтесь не приносить много раздаточного материала в класс: пусть у вас будет 1-2 экземпляра про запас, а не 10. Вы всегда можете отсканировать их в учительской, если это понадобится.

➡ Не делайте несколько дел одновременно: выделите то, что сейчас в приоритете и уделите время только этому, чтобы сделать работу качественно. Многозадачность обычно приводит к тому, что вы чувствуете усталость после рабочего дня, но, по факту, так ничего до конца и не сделали.

➡ Оставьте только необходимые постеры-помощники в классе: они не всегда помогают, а скорее могут создавать информационный шум для учеников. Ученику будет проще сосредоточится на том, что вы говорите, когда вокруг не будет пёстрых и отвлекающих постеров.

В работе с материалами старайтесь выбрать только один основной учебник и придерживаться работы с ним. Всегда хочется поделиться с учениками всем, что есть, и рассказать как можно больше за урок. Но лучше взять один учебник и досконально пройти тему по нему, чем гнаться за количеством заданий из разных учебников, но так ничего хорошо не усвоить.

В онлайн-ресурсах

Для цифрового мира минимализм как нигде кстати, так как поток информации, который сейчас идет на просторах интернета, может сбивать с толку. Здесь минимализм стоит проявить в классической концепции «чем меньше, тем лучше».

Выберите для себя один инструмент для работы в каждой из категорий:

  1. ресурс для видеосвязи — Skype/Zoom/т.д.
  2. платформу для организации работы учеников — Google Classroom/Дневник.ру/т.д.
  3. социальную сеть или мессенджер для общения — VK/Whatsapp/Telegram/т.д.

Так будет проще сориентироваться, так как у вас не будет огромного потока платформ и ресурсов, с которыми вы работаете. Чем больше вы распыляете внимание на различные источники, тем неприятнее себя чувствуете к концу дня.

Изобилие рекламы и платформ может отвлекать и переманивать на сторону новизны, но лучше оставить проверенный вариант, с которым уже работали, если другая платформа не предлагает новых опций. Однако, если вы все-таки планируете изучить новый ресурс, то изучайте в нем только те аспекты, которые нужны сейчас.

Возьмем за основу Zoom, так как за последние 2 года он стал самым используемым ресурсом в сфере образования. На платформе представлено большое описание, как пользоваться ресурсом, но если отсеять шум и оставить минимальный набор для учителя, то останется только:

  1. как создавать встречу и отправить на нее ссылку;
  2. как выключить и включить микрофоны свой и учеников;
  3. как научить поднимать руку во время урока;
  4. как поделить класс на пары или группы;
  5. как поделиться своим экраном.

Остальные функции можно изучить по желанию, но со знанием этого минимального набора вы сможете комфортно работать с платформой. В блоге мы уже делились как работать с Zoom более расширенно и рассказывали про лучшие функции для вовлечения студентов.

В планировании

Учителя — это люди, которые любят не только обучать, но и обучаться. Жажда новых знаний — очень вдохновляющий источник энергии, однако важно не потерять в этой погоне себя и свое время для отдыха.

У меня часто бывают ситуации, когда хочется взять еще несколько новых учеников, а также еще три курса по работе онлайн, но потом я понимаю, что либо не буду спать в течение месяца, либо буду откладывать что-то на потом.

Вот здесь стоит применить правило расставления приоритетов. Нельзя объять необъятное. Выделите то, что для вас будет важнее: взять еще рабочие часы для уроков или уделить внимание повышению квалификации. Или, например, добавить одного нового ученика и один курс, но выбрать более важный.

В планировании самого урока можно также применить минимализм, который поможет быстрее готовиться, когда времени мало. Представьте, что план урока это сэндвич. В нем всегда есть основные составляющие и те, что вы можете вставить по желанию.

Всегда будут:

  1. Разминка — первый ломтик хлеба;
  2. Введение в тему — соус;
  3. Основные задания по теме или по отработке какого-либо навыка — начинка;
  4. Завершение и разбор ошибок — второй ломтик хлеба.

Чтобы сделать быстро, но при этом качественно придерживайтесь этого принципа, а когда есть больше времени можно добавить другие «ингредиенты», но главное не перегружать, а то будет не вкусно.

Минималистичный подход к работе особенно уместен, если вы ощущаете, что появилось много лишних материалов или ощущаете тревогу из-за того, что не успеваете сделать все.

Это знак, что пора остановиться и понять, что действительно важно здесь и сейчас. Осознать, что представляет для вас ценность, и оставить это в приоритете.

Надеюсь, что статья дала отправную точку для движения в сторону осознанного обучения через призму минимализма. А вы применяете минимализм в работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×