Слова «тест» и «контрольная» звучат немного пугающе еще с тех самых школьных времен, когда фраза про «Закрываем все, достаем двойные листочки» заставляла вздрагивать даже отличников. Несмотря на это, тестов избежать сложно, ведь они — неотъемлемая часть сбалансированных курсов и полноценных занятий. Контроль знаний помогает преподавателю оценить успехи студентов и скорректировать курс. Да и самим студентам приятно ощутить, что теперь они щелкают как орешки те задания, которые еще полгода назад давались им с трудом. Как сделать так, чтобы ученики полюбили контрольные работы?
Создайте психологический комфорт
Этот пункт, пожалуй, один из самых важных. Студентам любого возраста и уровня очень важно чувствовать себя комфортно и безопасно. В этом случае даже тест пройдет легко и успешно. Вот на что стоит обратить внимание:
— Тест как часть процесса
Практически все наши студенты приходят к нам с каким-то опытом изучения языка. Для многих из них контрольная работа — это что-то неприятное, чего нужно избежать любыми способами. В этом случае нужно рассказать ученику, что результат любого теста это его шанс увидеть свой прогресс и узнать о зонах развития, своего рода personal challenge. Никто не будет ругать его за неправильные ответы, да и вообще, тест — это просто часть курса, рутина. А еще о любой контрольной работе стоит предупреждать заранее, так всем будет комфортнее.
— Обстановка в кабинете
Если вы занимаетесь оффлайн, стоит убедиться в том, что в классе комфортная температура, стул под студентом не разваливается, а в соседней комнате не разучивают песенку про лето громкие шестилетки. Нет, разумеется, все эти моменты важны и на обычном занятии. Однако на контрольной от них зависит и способность студента максимально сосредоточиться, и итоговый результат. Если студент занимается с вами онлайн, как в Skyeng, то наверняка он уже позаботился о своем комфорте и настроен на работу.
— Корректный фидбек
Ученикам очень важно знать, что при любом результате теста они получат детальный, уважительный и корректный фидбек. Если работаете с детьми и знаете, что кто-то может расстроиться, лучше раздать им тесты с комментариями в конце занятия. Так будет меньше вопросов вроде «А что у тебя?» и «Сколько?! Так мало?» и все уйдут в хорошем настроении. А еще в процессе проверки работ здорово отмечать не только ошибки, но и удачные моменты. Я часто делю страницу на две части, ‘Glows’ и ‘Grows’. В первой отмечаю то, что ученику особо удалось, а во второй пишу пару-тройку комментариев о том, над чем еще нужно поработать.
Предоставляйте поддержку
Иногда, особенно в группах смешанного уровня, некоторым студентам нужно чуть больше поддержки. Чтобы сделать это ненавязчиво и не привлекать внимания к более слабым или сильным студентам, можно попробовать вот что:
— Вспомните старое доброе шоу «Кто хочет стать миллионером» и введите систему подсказок. «50 на 50» убирает два неправильных ответа в multiple choice question, «Помощь зала» позволит посовещаться с одногруппником, а «Звонок учителю» — получить ответ на вопрос у вас. Каждой подсказкой можно воспользоваться только один раз.
— Некоторые учебники предлагают тесты двух вариантов сложности: например, standard и higher. Если тест один, вы можете немного адаптировать его с учетом сильных и слабых сторон ваших студентов.
— Если вы пишете контрольные работы регулярно, можно время от времени разрешать студентам выполнять их в парах или группах. Удивление на лицах, когда такое происходит в первый раз, просто бесценно, как и польза от peer teaching and learning.
Вносите разнообразие
Стоит ли преобразовывать контрольные работы в игру, состязание или шоу — вопрос непростой. Некоторые преподаватели придерживаются более строгого подхода, другие же считают, что геймификация помогает студентам расслабиться. Одно мы знаем наверняка: разнообразие удивляет и держит в тонусе. С тестом можно сделать вот что:
— Провести его в цифровом формате, если вы обычно пишете бумажный вариант. На помощь придут гугл-формы, функция опроса в Zoom или один из ресурсов для создания онлайн-тестов, о которых мы писали в статье «6 удобных сервисов для создания интерактивных тестов».
— Попросить студентов сделать проект вместо теста, например, снять видео или написать пост для соцсетей по теме юнита. Можно создать чек-лист: минимум 7 слов и 2 грамматических конструкции из недавно пройденных. С детьми такой проект может быть оформлен в виде тематического постера.
Надеемся, что эти советы помогут вам дать понять ученикам, что контрольные работы бывают увлекательными, разнообразными и совершенно точно полезными.
Что думаете: стоит ли геймифицировать тесты и разрешать студентам помогать друг другу в процессе их выполнения? Или же для учеников будет полезнее индивидуальная и максимально серьезная работа над контрольной?