Ученик стесняется говорить на английском: что делать

Почему-то я всегда была убеждена, что могу работать только со взрослыми, а подростки — это не мое. Когда ученик стесняется говорить на английском — это такая мука! Но две недели назад один из моих учеников попросил взять его младшую сестру, которой 12 лет, и ей пока не смогли подобрать преподавателя. Я немного подумала и согласилась. А почему нет? Я преподаю 10 лет, у меня за плечами столько благодарных учеников, все должно получиться!

Исходные данные: моей новой ученице Насте 12 лет, у нее хорошее знание грамматики и лексики на уровне Pre-Intermediate и она ученица Skyeng. Написано в карточке, что нужен упор на говорение. Скажу честно, к уроку я готовилась много, пересмотрела все материалы, по которым ученица занималась раньше на школьной платформе. Обратила внимание, что с предыдущем преподавателем ученица шла по разговорному уроку, без особого внимания к грамматике. Скорее всего, есть проблема с говорением.

Любой первый урок с учеником — самый ответственный, это знает каждый преподаватель. Именно он позволяет понять, насколько вы совпадаете с учеником. Мне повезло, мы с Настей отлично поняли друг друга.

Для первого урока я приготовила игру «Two Truths and a Lie», когда преподаватель рассказывает три факта о себе, два из них правдивые, а один выдуманный. Соответственно, ученик угадывает и затем — наоборот. Таким образом получилось персонализировать урок, поделившись чем-то личным. На занятии я убедилась, что Настя говорит простыми предложениями, но ей хочется делиться своим мнением, и она готова обсуждать интересные темы.

Кстати, в Skyeng есть своя платформа для учителей Vimbox, на ней есть отличный курс для подростков, который очень помогает нам с Настей. Значит, не безнадежно.

Забегая вперед, скажу: Настя заговорила на английском достаточно быстро, уже на первых уроках был прогресс.

Почитайте по теме: Полезные советы, которые помогут вашим ученикам лучше говорить по-английски

Несколько приемов, которые я использовала

1. Через урок мы берем новую скороговорку, читаем ее вместе, стараемся проговорить максимально быстро — это эффективный способ переключить внимание ученика и увлечь игрой, чтобы урок прошел на одном дыхании. Иногда сбиваюсь и я, получается весело, разряжает обстановку.

Зачем? Ученик расслабляется, мы работаем над проблемными звуками, получается интересный этап разминки. А самое главное, начало положено — он начинает говорить сам.

2. Перед заданием на говорение лучше прописать фразы, которые помогут ученику начать говорить, например: I think that… /I don’t think that…/ I suppose, I agree up to a point/ I disagree… и т.д.

Зачем? Ученику будет проще строить предложение и в дальнейшем использовать linking phrases в речи. Фразы выбираем, исходя из темы урока.

3. Если ученик запнулся и не знает, что сказать, всегда можно поделиться личным примером, спросить, согласен он или нет, поддерживает ли такую точку зрения или думает иначе.

Зачем? Мы даем личный пример, проговаривая структуру. Ученик может использовать ее же в ответе.

У нас с Настей была такая ситуация, когда мы обсуждали проблемы подростков:

— What problems can teenagers have?
— I don’t know.
— Really? I think they sometimes have misunderstandings with their parents. Do you agree?
— Yes, I do. Also, I think they have problems at school, etc.

4. Также старайтесь максимально развивать односложные ответы, задавая специальные вопросы, например:

— Do you like spending time with your friends?
— Yes, I do.
— That’s great! What do you do?/ Where do you meet?/ How many friends do you have?/ How often do you meet?

Все зависит от темы, которую проходите с учеником.

Зачем? Мотивировать ученика к беседе и помогать развернуто отвечать на вопросы.

5. Не стоит перебивать и исправлять ошибки сразу. Когда ученик стесняется говорить на английском, то в ответ на критику он замкнется и начнет сильно концентрироваться на том, чтобы сказать правильно. Иногда это приводит к полному ступору, и не получается вытянуть даже односложное «Yes» или «No». Здесь я бы посоветовала использовать delayed error correction (когда мы исправляем ошибки не сразу, даем возможность ученику договорить, чтобы не нарушить беглость речи).

Зачем? Мы даем ученику больше свободы в говорении, не исправляем каждую ошибку в речи, а фиксируем только самые грубые. В конце урока/задания на говорение такие предложения выпишите и обсудите с учеником.

Мне нравится такой вариант: 3-5 предложений, одно из которых верное, а остальные с ошибками. Например:

1. I can to swim.

2. My best friend live near me.

3. He likes skating and dancing.

Я обычно прописываю предложения или фразы, затем прошу ученика прочитать и объяснить, есть ли ошибки и какие.

P.S. Кстати, все материалы для наших уроков я взяла на интерактивной платформе Vimbox в Skyeng. Они составлены методистами школы на основе современных трендов онлайн обучения. Все просто — выбираю курс, уровень ученика, изучаю тему урока, и готова к уроку! Я выбрала общий курс для подростков, в который включены самые интересные и актуальные темы для учеников.

Важно учитывать, что работа со взрослыми и подростками отличается. Взрослые зачастую более мотивированы, понимают, зачем им нужен язык. Для подростков же ваши уроки — либо продолжение школьной программы, либо подготовка к обязательным школьным экзаменам, и везде слово «НАДО». Либо ученик сам действительно сильно мотивирован, например, фильмами или играми, и хочет лично во всем разобраться, но это скорее исключение. Поэтому сильно не давите, если видите, что задание «не заходит»: так тоже случается, и в этом нет ничего страшного. Переключитесь на другое упражнение, а потом попробуйте снова.

Мой вывод после первого опыта работы с подростком: это одна из самых интересных аудиторий для учителей. Ученик бывает очень разным: то придет в хорошем настроении, и вы за урок успеете сделать больше, чем планировали, то будет насупленным, и вам придется приложить все свое мастерство, чтобы разговорить его. Но ведь это идеальный челлендж для преподавателя, не так ли? Универсальное правило, которое я вынесла для себя из работы с Настей: очень важно не давить и гибко перестраиваться, если замечаешь, что задание «не зашло». Высока вероятность, что в другой день вы пройдете его «на ура», а сегодня просто попробуйте что-то другое.

Почитайте по теме: Говорить или не говорить – вот в чем вопрос! Как работать с болтливыми студентами?

Очень надеюсь, что мой личный опыт поможет кому-то в работе. Расскажите, а какими были ваши первые уроки с подростками? Какие преимущества и сложности видите в работе с ними?

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×