Представьте ребенка, который сам тянется к знаниям и сам их добывает — это для вас недостижимый идеал или реальность? Познавательный интерес вызывает тягу к изучению нового, и вы можете его развивать. В этом материале рассмотрим, как создать для этого условия на уроках в начальной школе.

Уровни развития познавательного интереса

Прежде всего, определите, на каком этапе развития познавательного интереса находятся ваши ученики.

  1. Любопытство, когда ребенок испытывает желание получить новые впечатления.
  2. Любознательность, когда ребенок находится в поиске интересных предметов и явлений, и хочет получить ответы на свои бесконечные «как» и «почему».
  3. Теоретический интерес, когда тяга к получению знаний об окружающем мире становится устойчивой, а не мимолетной.

Теперь понятно, что вам нужно перевести их на следующий уровень.

Когда начинать

Даже если у вас подготовительная группа, не спешите закрывать статью. Познавательный интерес начинают формировать не с младшей школы, а с детского сада. Это закреплено в государственном образовательном стандарте.

Педагоги советуют подкреплять интерес, мотивируя детей к учебе и создавая позитивный эмоциональный настрой в классе. В начальной школе процесс продолжается и становится более осознанным. Именно в этом возрасте дети учатся учиться и познавать наиболее активно, что в свою очередь влияет на развитие личности.

Добавьте эмоций

Познание всегда связано с эмоциями. Вспомните свои детские впечатления, когда впервые увидели бескрайнее море и задались вопросом: почему оно такое большое, почему оно двигается? Или когда услышали сильную грозу, и спрашивали у родителей, не упадет ли небо?

Интерес всегда связывают с возникновением вопросов, и последующими действиями, которые ребенок предпринимает, чтобы на них ответить. При этом интерес может быть ситуативным — ребенок заинтересовался, но быстро отпустило, и инициативным, когда познание становится целью деятельности.

Результаты развития

Определите, к каким результатам вам нужно привести учеников. В итоге работы ребенок научится самостоятельно и критически мыслить, легко ориентироваться в новых местах и ситуациях, находить решения любых жизненных задач, преодолевать трудности без посторонней помощи и не сдаваться.

Как развивать

Выберите методы и приемы развития познавательных интересов. На уроках можно применять все то, что способно пробудить воображение, фантазию, критичность ума и расширить кругозор ребенка. Например:

  1. craft,
  2. нестандартные задачи, требующие нестандартного решения,
  3. сочинения,
  4. опыты и эксперименты,
  5. наблюдения,
  6. проекты.

Craft

Все, что сделано руками, задействует мелкую и крупную моторику и воображение, действует и на развитие познавательного интереса. На уроках, и в том числе уроках английского, не отрываясь с детьми от изучаемой темы сделайте оригами: рубашку при изучении одежды, лягушку при изучении животных и любые другие поделки.

Прекрасные идеи вы можете найти на ресурсе Pinterest, например, канал Picture Book Crafts & Activities.

Развитие познавательных интересов младших школьников

При этом крафты не обязательно должны быть сложными. С помощью бумажной тарелки, цветной бумаги, клея-карандаша и игрушечных глаз изготовьте с детьми забавные вещи, особенно хорошо получаются животные: жираф, слон, морской котик. Придумайте вместе с учениками и оформите классную комнату к празднику, Хэллоуину или Рождеству.

Нестандартные задачи

Задачи на логическое мышление, головоломки хорошо работают и на развитие интереса. Их можно найти в этом задачнике или любом другом пособии. Например:

  1. Кирпич весит фунт и полкирпича. Сколько фунтов весит кирпич?
  2. Из A в B и из B в A на рассвете (одновременно) вышли навстречу друг другу (по одной дороге) две старушки. Они встретились в полдень, но не остановились, а каждая продолжала идти с той же скоростью. Первая пришла (в B) в 4 часа дня, а вторая (в A) в 9 часов вечера. В котором часу был в этот день рассвет?
  3. У Васи сестер на 2 больше, чем братьев. На сколько у Васиных родителей больше дочерей, чем сыновей?

Сочинения

Придумывание историй — то, что пробуждает фантазию ребенка. Рассказы, сказки, истории, стихи могут быть в свободной форме, или в частично-свободной, когда ребенок подставляет свои идеи в готовый шаблон.

Опыты и эксперименты

В зарубежных школах этот предмет называется «наука», в российских — «окружающий мир». Но экспериментировать и подогревать познавательный интерес учеников можно на любых уроках.

Тонет или не тонет?

Дети любят все, что связано с водой. На уроках английского мы поступали следующим образом: брали таз воды и предметы разного веса и плотности (дерево, пластик, пенопласт, камень, бумага, ракушки и др). Опускали предметы на воду и смотрели, что тонет, а что нет. Если тонет, то насколько быстро. Старались понять, а почему так происходит и объяснить на английском.

Пузыри на морозе

Для этого простого опыта понадобятся мыльные пузыри и морозная погода. Выйдете на улицу с детьми и продемонстрируйте: при выдувании пузырь должен замерзнуть, покрыться тонкой корочкой льда, а при падении вовсе не разбиться, на нем появятся вмятины. Дети, в результате, будут удивлены и счастливы.

Вулкан

Это один из экспериментов, который мы чаще всего видели в сериалах и фильмах. Для создания вулкана понадобится картон, емкость, например, обрезанная пластиковая бутылка, сода, вода, уксус, краска и средство для мытья посуды.

Из картона нужно сделать конус с открытым верхом, он и будет горой. Его украсьте пластилином, или просто раскрасить. Затем в конус поместите емкость, в которой находится сода, красная краска, вода и капелька средства для мытья посуды. Все это, кстати, нужно хорошо перемешать. Затем позвольте детям налить в «жерло» вулкана небольшое количество столового уксуса. После чего произойдет реакция при соединении соды и уксуса, пузырьки газа вытолкнут «лаву» наружу.

Наблюдения

Очень важное и нужное качество даже во взрослой жизни — наблюдение. Мы многому учимся, просто наблюдая за природой, вещами, мыслями. Предложите детям вести дневник, где они будут фиксировать важные мысли за день.

Или посадите вместе растение, за которым будете наблюдать и записывать или зарисовывать происходящие изменения.

Проекты

Предложите детям найти решение проблемы. Актуально будет все, что связано с экологией и окружающей средой. Младшеклассники полны идей и легко смогут придумать проект зеленого города, раздельного сбора мусора, альтернативного способа добычи электроэнергии или воды в Африке, переезда на Марс. Кроме этого, они больше узнают о планете, мире, странах, культурах и нациях, а если проекты будут групповыми, то будут учиться работать в команде.

Полезные советы для развития познавательных интересов ваших учеников

  1. будьте увлечены изучаемым предметом сами, проявляйте эмоции и интерес к нему;
  2. изучайте детскую психологию, изучайте своих учеников и старайтесь подходить к каждому индивидуально;
  3. не давите на учеников, позвольте им познавать в собственном темпе;
  4. подбирайте учебный материал, чтобы он был актуальным и даже жизненно-необходимым;
  5. поощряйте учеников;
  6. выстраивайте доверительные, уважительные и доброжелательные отношения со своими учениками;
  7. рефлексируйте и анализируйте результаты собственной работы как педагога.

Если все будет сделано правильно: путем проб, поиска подходов, применения разных идей, то результаты порадуют. Новые знания, а также сам процесс их получения, принесут детям удовольствие и разбудят любознательность. Ребенок с развитым познавательным интересом станет увлеченной полноценной личностью с классным бонусом: развитым вниманием, мышлением и памятью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×