Анализ потребностей учеников в начале учебного года  

Все ученики требуют индивидуального подхода. Чаще всего к преподавателям английского языка приходят с определенной целью, для достижения которой люди готовы платить деньги и тратить время. Поэтому, чтобы обучать эффективно, мотивировать студентов и оправдать их ожидания, необходимо провести анализ потребностей учеников перед началом планирования курса.

Для чего проводить анализ потребностей?

В 1980-90 годах лингвисты Нанан, Ричардс и Бриндли пришли к выводу, что для разработки программы обучения необходимо собрать данные об учениках. В отечественную методику необходимость анализа потребностей пришла значительно позже.

Знание индивидуальных языковых особенностей учащихся помогает спланировать или скорректировать программу, отобрать материалы или адаптировать основной учебник, выбрать уместные подходы и техники. Кстати, к выбору дополнительных пособий, разработок и заданий можно привлекать учащихся, начиная со старшего подросткового возраста. Это их очень мотивирует.

Также, когда студенты осознают свои особенности, четко видят цель и знают как именно они хотят учить язык, они становятся более самостоятельными, ответственными и мотивированными.

Какие данные об учениках необходимо собрать?

  1. цели обучения;
  2. насколько равномерно развиты основные навыки;
  3. предыдущий опыт изучения языка;
  4. стиль обучения;
  5. предпочтения в обучении.

Выяснять потребности можно в течении нескольких первых уроков, а развернутые задания дать на дом. При этом важно объяснить подопечным для чего это нужно.

Какие есть способы анализа потребностей?

1). Индивидуальная беседа — самый эффективный способ при обучении один на один. Лучше провести разговор на родном языке, если уровень студента ниже Intermediate. Примеры вопросов:

  1. Изучали ли английский ранее? Где и как?
  2. Где планируете использовать английский?
  3. Какие сложности возникали при использовании английского ранее?
  4. Каким навыкам хотите уделить больше всего внимания?
  5. Каким образом лучше всего запоминаете информацию?
  6. Какое количество домашнего задания готовы выполнять? (для взрослых)

2). Групповая дискуссия или брейншторм подойдет для мини группы, в которой люди знакомы друг с другом, близки по интересам и чувствуют себя расслабленно. В обсуждении удобно выяснить запросы, предпочтения, планы, принять совместное решение и придумать как его внедрять. Для наглядности главные идеи записываются на доску или виртуальную доску.

3). Обсуждение в парах позволяет комбинировать задание на говорение и обсуждение целей обучения. При этом ответы партнеров должны быть зафиксированы и переданы учителю.

Например,
Needs analysis with tense review questions. Put the questions into the right tenses:

— /you study at a private language school before? /your English improve much? Why/ why not?
— /you like English at school? Why/ why not?
— /you use or study English this week? If so, how?
— /your English improve much in the last twelve months? If so, how has it improved?
— How do you plan to use your English when you reach a higher level?
— /you go to many foreign countries? /you have any communication problems when you were there?

Источник: tefltastic.wordpress.com

4). Заполнение анкеты/опросника в форме открытых или закрытых вопросов, тестов, ранжирования. Такая форма сбора данных подойдет для группы, так как позволяет сэкономить время, является стандартизированной и удобной для обработки. Учитель может вернуться к записям в любое время и пересмотреть выбранный курс. Если вопросы открытые и требуют развернутого ответа для низких и средних уровней лучше использовать родной язык. Приводим примеры анкет:

Learner history questionnaire

Student’s name ……………………………………….. Date ………………………..

  1. How long have you been learning English? ………………………..
  2. Which other languages can you speak or write? ………………..
  3. Have you ever visited an English- speaking country? If yes, where? For how long?………..
  4. What did you mostly study and practise in your past lessons? Rank from most (=1) to least important.
  1. Conversation
  2. Grammar
  3. Learning vocabulary
  4. Listening
  5. Practice tests
  6. Reading
  7. Speaking

How would you evaluate your level in each of the following? (1= beginner 2 = intermediate 3 = advanced)

  1. Conversation
  2. Grammar
  3. Listening
  4. Reading
  5. Writing
  6. Pronunciation
  7. Vocabulary

What have you found most useful to you in your language learning?

Источник: Learning One-to-One © Cambridge University Press 2010

Такой опросник дополните утверждениями для выяснения целей. Например,

Анализ потребностей учеников в начале учебного года
Источник: https://www.academia.edu

Полную версию развернутой анкеты скачаете здесь. Еще один пример мини-опросника найдете здесь.

Learning style questionnaire

Student’s name ………………….. Date …………………………
What is your preferred learning style?

I prefer to learn by …

  1. hearing examples and saying them aloud.
  2. drawing things on paper and organizing them in a chart or diagram.
  3. trying something out and then analysing what I’ve done.

When I learn a new grammar point …

  1. like to hear how it’s used in conversation.
  2. I like to see lots of examples first.
  3. I try to use it right away.

I remember new phrases best when I …

  1. repeat them several times.
  2. write them in my notebook.
  3. imagine myself using them in a situation.

If I went to an English- speaking country, I would most enjoy …

  1. hearing the language used in different contexts.
  2. seeing the language around me.
  3. trying to do things in the language.

If I don’t understand something, I will …

  1. ask the teacher to explain.
  2. try to show the teacher what I don’t understand.
  3. try to do the task over again.

For language learning, I would most enjoy …

  1. listening to music and the radio.
  2. looking at photographs or watching films.
  3. doing activities such as visiting a shop or a museum.

In my one-on-one lessons, I want to …

  1. learn by listening to real English.
  2. look at interesting materials.
  3. learn to be more interactive in my conversation.

Count up your answers. a) …………………b) ………………. c) ………………..

Mostly a) s = auditory learning style; mostly b) s = visual learning style; mostly c) s = kinesthetic learning style. Most people have a blend of learning styles.

Источник: Learning One-to-One © Cambridge University Press 2010

5). Наблюдение за учащимися помогает понять предпочтения, стиль обучения, слабые и сильные стороны. Уместно продолжать наблюдение даже после заполнения анкеты, если необходимо подтвердить и дополнить информацию

6). Для анализа потребностей также подойдет написание эссе в свободной форме. Однако, для педагога такая форма неудобна, так как отнимает много времени. И любителей писать сочинения не так уж много.

Комбинируйте несколько способов анализа потребностей. Чем больше информации соберете, тем легче найти подход к ученикам, сделать уроки интересными и продуктивными.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×