Наступает 1 сентября, начинаются уроки. И вот, к концу дня вы чувствуете, что больше не можете говорить! Чтобы избежать этой проблемы в сентябре и научиться говорить громко, при этом не напрягая голосовые связки, попробуйте наш комплекс упражнений и подготовьте к началу учебного года не только ручки и тетради, но и свой голос.

Упражнения предложены нашими экспертами по постановке голоса преподавателя: Алексеем Конобеевым и Анной Орловой. Алексей (академический директор контента в Skyeng) часто выступает на конференциях и проводит вебинары. Он может подолгу говорить так, чтобы не напрягать голосовые связки. Как говорил Алексей, секрет в том, чему его научили педагоги по сценической речи. А Анна подготовила комплекс для учителей, которые работают в онлайн-формате.

Почитайте по теме: Как не волноваться, стоя у доски? 6 правил опытного педагога

Комплекс на тренировку своего природного голоса

У нас есть природные резонаторы: ротовая полость, носовая полость и диафрагма. Федор Шаляпин в своей книге «Маска и душа» рассказывал, что долгое время не мог понять, что значит «голос нужно опирать», пока не почувствовал диафрагму. С помощью нашего комплекса упражнений вы научить это делать и услышите свой природный голос. Он будет ниже и, скорее всего, другого тембра. Вы будете говорить, почти не напрягая голосовых связок. Алексей Конобеев сравнивает этот навык с тем, как есть палочками: научившись раз, вы уже будете понимать, как это, и каждый раз на уроке сможете опирать голос на диафрагму.

Все упражнения делаем стоя.

Часть 1. Почувствуйте диафрагму

Упражнение 1. Расслабление

Вдох – поднять плечи. Выдох – расслабить и опустить плечи, быстро, но не резко. Добавляем руки: вдох – поднять руки, выдох – опустить, расслабить, можно слегка поболтать плечами. Повторить 5 раз.

Упражнение 2. Разогрев речевого аппарата

Это известное упражнение йогов и ныряльщиков, позволяет запустить в организм больше кислорода. Представим, что перед нами свечки разного размера начиная от большой и до самой маленькой. Делаем вдох и резкими выдохами задуваем свечки, по очереди, сначала большую, дальше – меньше и меньше. Пусть будет слышно, как вы выдыхаете. Повторить 5 раз.

Часть 2. Активируем природные резонаторы

Упражнение 1. Включаем резонатор в носовой полости

Положить руку на макушку. Сейчас мы будем произносить слоги со звуком «м», нужно почувствовать вибрацию в переносице, отдающую в затылок. Произносим: «ма-мо-ме-му-мы».

Вариант 2 (усложняем): произносим те же слоги, но тянем звук «ммм». Не гласные тянем, а именно сонорный «м». Если рука на затылке чувствует вибрацию, значит, мы включили один из резонаторов.

Упражнение 2. Находим диафрагму

Положить руку на солнечное сплетение. Надуваем живот на вдохе, на выдохе «сдуваемся». Следим, чтобы надувался именно живот, а не грудная клетка. Диафрагма находится сразу под ребрами.

Упражнение 3. Опираем голос на диафрагму

Говорим звук «а» и мысленно опускаем его. То есть, сначала направляем вверх, в макушку, затем вперед, а затем, как бы странно это ни звучало, направляем звук себе в живот. В итоге вы должны рукой почувствовать вибрацию на солнечном сплетении.

Вариант 2. Говорим звук «о», направляем вверх-вперед-вниз.

Часть 3. Говорим на резонаторах, а не на голосовых связках

Упражнение 1. Good morning

Теперь нужно одну руку положить на макушку, а вторую — на диафрагму. Когда будем говорить, обе руки должны чувствовать вибрацию, то есть включается и носовой, и диафрагменный резонатор. Попробуйте просто сказать «Good morning».

Заметьте, как изменилось звучание и значительно уменьшилось напряжение на голосовые связки. Ваш голос стал более бархатистым, зазвучал богато, его хочется слушать.

Если не получается включить диафрагму, продолжаем тренироваться. Направляем звук вниз, голову держим прямо. Следите, чтобы вы не наклоняли голову и не говорили в коленки. Если у вас только грудная клетка вибрирует – уже хорошо.

Упражнение 2. Здравствуйте

Скажите «Здравствуйте!» воображаемому человеку, стоящему в самом дальнем углу комнаты или за окном: говорите на диафрагме.

Вариант 2. Еще раз поздоровайтесь с человеком, стоящим далеко, а затем – со стоящим рядом. Следите, чтобы не напрягались голосовые связки, говорим на диафрагме.

Упражнение 3. Дикция

У вас получается говорить на диафрагме! Теперь осталось поработать с дикцией. Для этого повторим скороговорки с разными эмоциями. Начнем с:

От топота копыт пыль по полю летит.

Эмоции:
– делаем объявление в классе;
– устали после урока;
– сообщаем радостную новость.

Вариант 2. Теперь пробуем другие скороговорки с разными эмоциями. Алексей Конобеев предлагает такие:

Король-орел.
Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
На мели мы налима лениво ловили, меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня?

Освоив сценический голос, вы заметите, что не так устаете после уроков и не срываетесь на крик, чтобы вас услышали.

Почитайте по теме: Пропал голос: что делать?

Комплекс на разогрев и тренировку голосовых связок

Преподаватели на уроках стремятся свести время говорения учителя к минимуму. Если вам не приходится выступать перед классом, все равно будет полезным разогревать голосовые связки перед уроками и научиться делать голос более звучным. В этом поможет другой комплекс.

Часть 1. Разогреться перед уроками

Упражнение 1. Моторчик

Расслабьте лицо и сделайте вдох. Медленно выдыхая, попробуйте повибрировать губами, будто изображаете звук машинки или лошадиное «тпррру». Через минуту добавьте немного интонирования: просто напевайте любую мелодию, не переставая делать «моторчик».

Упражнение 2. Горячее дыхание

Широко откройте рот и поднесите к лицу раскрытую ладонь. Вдохните носом и медленно, спокойно выдыхайте на ладонь так, будто пытаетесь её согреть – вы почувствуете горячий воздух. Следите за тем, чтобы на выдохе живот сдувался, а связки были расслаблены. Повторяем 5-8 раз.

Упражнение 3. Маска

Положите ладони на лицо так, чтобы пальцы касались крыльев носа. Сомкните губы, не сжимая зубы, рот должен быть расслаблен. На выдохе протяжно и негромко тяните звук «м» на комфортной для вас ноте. Звук должен быть направлен в «маску», то есть в лицо — пальцами вы почувствуете вибрацию. «Мычим» 1-2 минуты.

Часть 2. Сделать голос более звучным

Упражнение 1. Гудок

Вытяните губы, сложив их трубочкой. На выдохе начните «гудеть»: тянуть звук «у» максимально четко и сфокусировано, чтобы голос не гулял и не дрожал. В груди или на затылке при этом будет ощущаться вибрация. Спустя минуту добавьте другие звуки: «уи», «уы», «уо», «уа», «уэ».

Упражнение 2. Сонорные

Поднесите к лицу ладонь. На выдохе напевно произносим «мнло», посылая звук в ладонь, вы почувствуете теплый воздух. С каждым повторением отодвигаем ладонь все дальше – и все дальше посылаем звук. Можно добавить и другие сочетания: «мнли», «мнлу».

Упражнение 3. Мяч

На выдохе звучно произносим сочетания согласных «б», «в», «к», «л», «р», «с» и гласных звуков «а», «о», «у», «э», «и», «ы». По очереди: сначала «ба»,«бо», «бу», «бэ», «би», «бы», затем «ва», «во», «ву» и так далее. Стараемся посылать звук как можно выше или дальше.

Кстати, запись стрима с Алексеем Конобеевым у нас сохранена и вы можете посмотреть ее прямо сейчас:

Актуальна ли для вас проблема громкости голоса и усталости голосовых связок? Какие приемы вы используете? Жду ваших комментариев, коллеги!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×