Горячая дискуссия на уроке: ресурсы для подготовки и сценарии

Дискуссия на уроке — это хороший способ разговорить учеников, но часто они становятся неуправляемыми: сильные студенты бурно отстаивают свою точку зрения, молчаливые отсиживаются в сторонке, а преподаватель безуспешно пытается вклиниться в разговор. Мы собрали для вас ресурсы по этой теме, чтобы вы насладились спором, в котором каждый учащийся проявит себя.

Вам как учителю на подобном уроке нужно будет выполнить роль модератора: ознакомить учеников с правилами дискуссии, следить за тем, чтобы все шло в нужном русле, давать возможность высказываться всем. Без тщательной подготовки организовать продуктивное обсуждение не удастся. Благо, существуют ресурсы, которые значительно разгрузят учителя.

DebateWise

DebateWise предлагает вашему вниманию большое количество как очень острых (феминизм, чайлдфри, национализм), так и более нейтральных тем (онлайн и офлайн- шопинг, стоит ли предоставлять избирательное право подросткам 16 лет и т.п.). Здесь вы найдете не только подборки вопросов для обсуждения, но и много других бонусов — небольшую статью для чтения в начале, аргументы «за» и «против» с подробным описанием той или иной точки зрения.

Примерный сценарий урока с использованием DebateWise:

  1. Перед уроком отправьте ученикам вступительную статью. С ее обсуждения как раз и начнется дискуссионный урок. Плюс список слов, которые могут быть полезны в ходе занятия. Сформировать его можно любым удобным способом, например, с кликабельными дефинициями в Google Docs или карточки Quizlet.
  2. В начале урока задайте общие вопросы для разогрева: почему эта тема актуальна, каким образом она касается каждого из нас, какой интерес вызывает в обществе и т. д. Можете попросить учеников вспомнить статистику, приведенную в статье.
  3. Далее задайте вопросы с сайта. Попросите каждого ученика определить собственное мнение, разделите учеников по командам в соответствии с выбранной точкой зрения — «yes» или «no».
  4. Разделив на команды, проведите мозговой штурм: ученики совместно генерируют идеи — каждый высказывает все, что пришло на ум, затем студенты выбирают лучшие. Рекомендую использовать mind maps (с принципом можно ознакомить учеников до начала урока). Важно, чтобы ученики выдвинули свои тезисы, прежде чем вы предложите им готовые варианты ответов.
  5. Ученики по очереди высказываются. Далее, каждой команде демонстрируется предложенный на портале аргумент. Группа знакомится с текстом, выписывает новые слова, формулирует дополнительные один-два аргумента в пользу своего мнения, основываясь на предложенных, но, при этом, перефразируя их.
  6. В финале обязательно нужно найти некий компромисс. Вы как модератор должны сделать summary, поблагодарить участников, отметить сильные и слабые стороны каждой из команд, дать рекомендации.

ProCon

ProCon — удобный сайт, на котором темы дискуссий разбиты по тематическим блокам, например, «медицина и здоровье», «политика и общество». Аналогично, как и на прошлом ресурсе, есть материал для предварительного чтения (а если кликнуть «read more», можно найти огромное количество дополнительной информации по теме). Также здесь представлен целый ряд аргументов «за» и «против», а в конце можно ознакомиться со статистикой. Ресурс просто потрясающий, и работать с ним — одно удовольствие.

Примерный сценарий урока с использованием ProCon:

  1. Перед уроком отправьте ученикам материал для подготовки к уроку. Это может быть краткое описание проблемы с сайта или рекомендуемые статьи из раздела «Take Action».
  2. В начале урока обсуждаете актуальность темы.
  3. Далее организуйте креативные дебаты — создайте опрос (самый простой и бесплатный способ — Google Forms), и в режиме реального времени отслеживаете, сколько процентов высказались «за», а сколько — «против».
  4. Разберите готовые аргументы с сайта — таким образом, у студентов будет больше идей по теме.
  5. Затем ученики аргументируют свою точку зрения в виде различных проектов, например, презентации с наглядной статистикой или плакатов. Защищать проект надо устно, можно индивидуально или группами.
  6. С помощью голосования (опять же, онлайн-опрос вам в помощь!) аудитория сама определит того, чьи аргументы и визуальное оформление оказались наиболее удачными. При желании можно наградить лучших поощрительными призами.

В разговорных клубах, которые я веду, мы стараемся использовать дебаты как можно чаще. Тем для обсуждения великое множество. Мои ученики всегда любили спорить о гендерных ролях, а в последнее время наиболее острой и интересной для большинства являются темы вакцинации от СOVID-19 и предстоящие (в частности, в России) выборы.

Такие дискуссии полезны не только для учеников, но и для преподавателей. Ученики порой делятся интересными мыслями и приводят весьма убедительные аргументы, порой подкрепленные статистикой и источниками. Так, они помогают самим преподавателям расширять кругозор и узнать много нового. Признаюсь честно, я узнаю много новостей не из СМИ, а из уст студентов.

Поделиться в комментариях, какие методы и ресурсы для подготовки к дебатам вы используете.


Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×