Взрослому студенту не дается английский. Как помочь?

Изучение языка, как и изучение чего-то нового в принципе, циклично: бывает ощущение взлета, а бывает – падения. Безусловно, даже очень способный человек иногда чувствует, что ему тяжело дается какой-то аспект. Бывают ситуации, когда ученик настолько не осознает или не видит свой прогресс, что готов опустить руки. Ему кажется, будто он ничего не знает, ему не дается английский и это навсегда — но это не так.

Важно помнить, что любой человек в любом возрасте способен учиться новому. Ученые пришли к выводу, что способность к обучению обусловлена формированием новых нейронных связей в мозге, а этот процесс не прекращается до глубокой старости, хотя и замедляется.

Как помочь ученику, которому кажется, что ему не дается английский:

  1. Показать ему, что он уже знает и умеет делать: вспомните, чего хотел ученик, когда пришел заниматься.
  2. Напомнить, что прогресс — это улучшение по сравнению с собой раньше, а не по сравнению с другим учеником. У каждого своя скорость обучения. Это подтверждают исследования университета Макгилла: ученые доказали, что функциональные нейронные связи, определяющие успех в изучении второго языка во взрослом возрасте, у разных людей формируются по-разному. Поэтому то, что один ученик запомнит за один урок, другому нужно учить два-три урока. Простое снижение объема нового материала и увеличение числа повторений и дриллов, особенно на начальных уровнях, часто дает хороший толчок в прогрессе.
  3. Вникнуть в вопрос, как учатся взрослые, что их мотивирует, и сопоставить со своим конкретным учеником; понять, чего ему или ей не хватает сейчас для прогресса.

Давайте подробнее разберем третий пункт. Основные особенности взрослых учеников хорошо описала Конни Маламед, эксперт по дистанционному образованию. Посмотрим, как учителю использовать эти особенности, чтобы ускорить прогресс.

Поощряйте самостоятельность

Взрослые ученики лучше усваивают материал, когда занимаются самостоятельно и когда чувствуют, что могут контролировать процесс обучения. Для их прогресса важна автономия.

Как помочь?

Прежде всего проанализируйте, сколько времени ваш ученик тратит на домашнюю работу, делает ли он что-то сверх заданий — слушает ли песни на английском и вникает в слова, пытается ли смотреть фильмы в оригинале или слушать подкасты. Активно поощряйте любое использование английского в жизни ученика. Покажите ему, как пользоваться словарем, тезаурусом, сервисом reverso context и другими полезными инструментами.

Если ученик занимается только один-два раза в неделю и при этом ему не дается английский, значит, его нейронные связи не успевают выстроиться из-за недостатка повторения и закрепления. Такому ученику просто не обойтись без регулярной самостоятельной работы, хотя бы понемногу.

Если ученик не решается работать автономно, сделайте все, чтобы снизить его беспокойство. На уроке пусть ученик сам ищет ответы и значения непонятных слов, а вы выступайте в роли куратора. Ученик увидит, что самостоятельная работа не так сложна, как кажется. Интересуйтесь самостоятельной работой ученика, отвечайте на вопросы, показывайте и свою самостоятельную работу, например, какие интересные фразы были в фильме, который вы недавно смотрели в оригинале.

Чтобы ученик чувствовал, что контролирует процесс обучения, показывайте, что прислушиваетесь к его пожеланиям. Например, ученик признается, что плохо понял на слух текст – вы предлагаете на следующем уроке еще поработать над навыком аудирования, прежде чем двигаться дальше. Так студент будет активно участвовать в своем процессе обучения, а чем больше ученик вовлечен, тем лучше его прогресс.

Делает все задания и… забывает?

Если у студента было достаточно практики, но информация не задержалась в памяти, значит, мозг ее отфильтровал как нерелевантную. Отсутствовала связь с реальностью, либо не прошел этап анализа и оценки полученных знаний.

Что делать:

Задача преподавателя — адаптировать программу так, чтобы ученик выполнял задания, близкие к тем, с которыми встретится в реальной жизни. Если для взрослого ученика тема оторвана от реальности, его мозг просто отфильтрует ее, чтобы защититься от лишней информации.

Взрослым ученикам важна четкая измеримая цель каждого задания и каждого урока. Например, дайте ему до мелочей продуманную роль в role play, чтобы студент не отвлекался на самостоятельное придумывание деталей, а сосредоточился на коммуникативном задании. Например, условная ситуация для диалога может быть такой: вы пришли в ресторан, заказали торт, а там оказался волос. Вы хотите поменять заказ и получить скидку, а также пожаловаться, что в помещении душно. А вот список фраз как привлечь внимание, начать разговор, предложить решение проблемы. Ваша задача — добиться, чтобы менеджер согласился с вашим предложением.

Если вы все время показываете практичность материала, а он все равно не усваивается, нужно еще немного углубиться в тему запоминания информации. Согласно таксономии Блума, применение — это только третья из шести ступенек, за которыми следует анализ и обработка информации, а затем оценка и внедрение в жизнь. Как видим, между практической пользой и практическим применением лежит важное звено — анализ и оценка, пропускание через себя.

Почитайте по теме: Таксономия Блума

Взрослому студенту не дается английский
Источник: mrchadburn.co.uk

Например:

При обсуждении темы social media обсудите такие вопросы:

Анализ: How do you think social networks influence people’s mental health? Why?

Оценка: How useful is it to learn about the negative influence of social networks? How can it help you?

Практическое применение – использование в реальной жизни: Think of three different ways the society can reduce the negative influence of social networks.

Если вам удастся сделать так, чтобы ученик проанализировал тему на английском, то информация, полученная на уроке, попадет в категорию «важной» и сохранится в памяти.

Кстати, преподаватели Skyeng сейчас используют новый общий курс, в котором для учителя уже придуманы и прописаны вопросы на анализ и практическое применение полученных знаний. Курс находится на онлайн-платформе Vimbox, где проходят все уроки школы, доступ к ней получает каждый преподаватель.

Рекомендуем послушать вебинар Алексея Конобеева «Ученику неинтересна тема: что делать?»

Помогите ученику увидеть полную картину

Взрослым ученикам важно понимать, каким образом то, что они учат сейчас, соотносится со всем, что происходило раньше и с общим объемом нужных знаний.

Как помочь?

Рисуйте вместе с учеником на уроке дорожные карты прогресса, карты мыслей, составляйте таблички. Например, разницу между will/be going to/Present Continuous крайне сложно запомнить, если в конце не собрать их вместе с учеником в таблицу.

Есть другая крайность — вы даете ученику слишком много деталей. Далеко не всем ученикам нужны все «функции» английского. Например, некоторые пользуются только кнопкой «Синтетика 30» на стиральной машине и вполне довольны – белье постирано, вещи целые, остальные функции не нужны. Если ученику не дается английский, максимально упрощайте подачу информации, сводите детали к минимуму.

Из личного опыта: на уровне Pre-Intermediate многие ученики зависают на теме Questions to subject без вспомогательного глагола. Если ученик все еще путается в терминах subject/verb/auxiliary (то есть, ему язык не очень дается), но при этом строит такие вопросы правильно (так часто бывает из-за того, что это прямой перевод с русского), мы не углубляемся в эту тему по грамматике вообще. Ведь главное — он правильно задает такие вопросы, цель достигнута. Если нужно все-таки объяснить, то я говорю так: «Используем в вопросе подлежащее – ставим перед ним do. Нет подлежащего – нет do». Все.

Ученик достиг языкового плато

Если сначала был прогресс, а потом, примерно на уровне Intermediate, ученик остановился и не развивается – исследуйте этот вопрос.

Подробнее читайте в статье Языковое «плато» и способы его преодоления

Перейдем к психологическим аспектам.

Ученик боится ошибок, его знания никак не выходят в «актив»

Некоторые ученики приходят к нам с убеждением, что у них нет способностей к языку. Вместо «у меня было мало времени вникнуть, поэтому я плохо сделал задание», они просто скажут «я не смог сделать». Это признак того, что у ученика есть психологический барьер в виде фиксированного мышления: он считает, что успех основан на врожденных способностях. В любой сфере такие люди достигают меньшего, чем люди с гибким мышлением, готовые расти.

Как помочь?

Задача преподавателя — плавно и целенаправленно взращивать в таких учениках гибкое мышление, справляться с барьером. В Cambridge Assessment English педагоги-психологи исследовали этот вопрос и выступили с обучающим вебинаром. Пожалуйста, ознакомьтесь с кратким содержанием этого вебинара, там действительно глубокие инсайты, помогающие учителю создать на уроках атмосферу роста.

Разбор вебинара Psychological Insights on How to Encourage Healthy and Strong Beliefs about Language Learning

Ученику не хватает практики

Если ученику не с кем общаться на английском кроме как на уроках, помогите ему найти такой круг общения. Ученик должен видеть, понимают ли его и понимает ли он собеседников.

Как помочь?

Перед каждой поездкой заграницу поощряйте ученика там общаться на английском. Если ученик стеснительный, поставьте конкретную цель: задать несколько вопросов гиду, спросить дорогу у прохожего, что-то узнать на ресепшене, заговорить с таксистом.

Побуждайте ученика посещать языковые клубы. Дополнительно можно общаться с другими людьми на таких ресурсах, как Italki и Tandem. Peer pressure — прекрасный мотиватор, связывающий прогресс с реальной жизнью.

Чтобы лучше понять, что мешает ученику прогрессировать, вы можете использовать наш чек-лист:

  1. Есть ли у ученика психологические барьеры и считает ли он, что просто не имеет способности к языку?
  2. Достаточно ли у ученика практики?
  3. Умеет ли он работать автономно?
  4. Не перегружен ли он «ненужными ему» функциями английского языка?
  5. Видит ли полную картину?
  6. Понимает ли он, как то, что выучил сегодня, он применит завтра на работе или в путешествии (смотря для чего учит)?

Есть ли среди ваших взрослых учеников те, кто прогрессирует медленнее других? Как справляетесь с такими ситуациями?

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×