В ожидании нового стрима от Ханны, жизнерадостного и вдохновляющего преподавателя из ЮАР, я захотела поделиться с вами обзором одного из ее предыдущих выступлений «Как обучать чтению». Ханна построила его в виде разбора ответов на вопросы, которые часто возникают у преподавателей при обучении.
Полную запись стрима можете найти на нашем ютуб канале
Почему у студентов возникают сложности с чтением
Чтение — это многозадачное явление или цепь когнитивных процессов, соединенных воедино. Студентам надо вспомнить лексику и произношение слов, и зачастую они просто не успевают обратить должное внимание тому, что действительно говорится в тексте. Итак, чтение включает:
- расшифровку (decoding);
- запоминание (memorization);
- идентификацию (identification);
- понимание (comprehension);
- мотивацию (motivation).
Если мы будем рассматривать чтение как ряд процессов и больше внимания уделять каждому из них, делать упражнения, направленные именно на конкретную задачу, то это может существенно облегчить обучение.
Как помочь студентам читать эффективно и поддерживать мотивацию к чтению
Когда все слова знакомы, то не происходит процесса обучения как такового. В результате студенты могут потерять интерес, так как не чувствуют челлендж. Поэтому важно подобрать такой материал, который бы подходил по уровню, но при этом требовал усилия для прочтения и поддерживал интерес.
Как определить уровень владения навыками чтения
Самый простой способ определить уровень студента — дать несколько текстов разных уровней (например, взять из IELTS). Обязательно проверьте несколько аспектов — понимание главной идеи, знание лексики, синонимов, ключевых слова и союзов (linking words). Можно скопировать текст в Google Docs и детально разобрать его, выделяя нужную информацию.
Что читать
Подберите литературу, которая будет максимально соответствовать интересам и целям студента. Ханна обращается за помощью к самим студентам и предлагает им приносить тексты, с которыми они сталкиваются по работе, либо то, что им интересно читать в свободное время. Затем она делает отдельные файлы с такими подборками и использует их на уроках.
Как читать
Как работать с текстом зависит от типа чтения. который мы тренируем. Как правило, выделяют 4 типа:
- Skimming или основное, общее понимание, например, во время чтения газет, сообщений, социальных сетей.
- Scanning или детальное чтение, еще его называют “when/ where/ what/ why”, например, с целью найти даты, имена, цифры, специфическую информацию.
- Extensive reading — чтение длинных текстов, в основном, для удовольствия. Бывают студенты (часто ниже уровня Intermediate), которые любят word by word reading.
- Intensive reading — внимательное чтение короткого отрывка, например, стихотворения, с какой-то конкретной целью, например, отработать произношение.
Подробнее читайте в статье «Разные виды чтения и как им обучать»
Можно выделить 5 факторов, которые лежат в основе улучшения навыков чтения:
- развитие устной речи (oral language);
- развитие понимания фонологических процессов (phonological awareness);
- работа над произношением (phonics);
- расширение словарного запаса (vocabulary);
- работа с вопросами на понимание (comprehension).
Одним из важных аспектов при обучении чтению Ханна считает предварительную работу со сложной и незнакомой лексикой.
Читать вслух или про себя
И снова это зависит от навыка, который мы сейчас тренируем, и от конечной цели. По сути, чтение вслух — это тип intensive reading и он помогает работать с произношением на различных уровнях. Ханна рекомендует читать вслух минимум два раза. Первый раз мы делаем акцент на произношение звуков, слов, фраз, ударение слов, во второй с акцентом на интонацию, соединение звуков и беглости в целом.
Как проверить понимание текста студентом
Одно из основных упражнений на понимание текста, которое использует Ханна, — summary. Если студент понял прочитанное, он может просто и кратко, своими словами рассказать об этом.
Более того, ученик должен уметь высказать свое мнение по поводу текста. Задаем такие вопросы:
- What was the most interesting fact?
- What surprised you?
- What did you find interesting?
Следующим этапом может быть работа со специальными вопросами:
- When did this happen?
- How did this happen?
- What was the result?
- What was the cause?
Мы также можем сделать различные упражнения на этом этапе, например, заполнить пропуски.
Зачем читать
Ханна обратила внимание на 5 научно доказанных положительных эффектов, которые нам дает чтение:
- помогает нам становиться стройнее (helps us get fit);
- расширяет словарный запас (increases vocabulary);
- способствует развитию мозга (theory of mind);
- является источником новых знаний (increases knowledge);
- улучшает память (sharpens our memory).
Надеюсь, что в презентации Ханны вам удалось найти ответы на свои вопросы и вы вдохновились на то, чтобы читать со своими студентами больше.
Чтобы не пропустить интересные стримы и летучки, следите за афишами!
Управление классом, работа с группой и многое другое: прямые эфиры Skyteach на сентябрь