06.09.2021
933
0

Как обучать чтению: советы от Ханны Лиан Стими

В ожидании нового стрима от Ханны, жизнерадостного и вдохновляющего преподавателя из ЮАР, я захотела поделиться с вами обзором одного из ее предыдущих выступлений «Как обучать чтению». Ханна построила его в виде разбора ответов на вопросы, которые часто возникают у преподавателей при обучении.

Полную запись стрима можете найти на нашем ютуб канале

Почему у студентов возникают сложности с чтением

Чтение — это многозадачное явление или цепь когнитивных процессов, соединенных воедино. Студентам надо вспомнить лексику и произношение слов, и зачастую они просто не успевают обратить должное внимание тому, что действительно говорится в тексте. Итак, чтение включает:

  1. расшифровку (decoding);
  2. запоминание (memorization);
  3. идентификацию (identification);
  4. понимание (comprehension);
  5. мотивацию (motivation).

Если мы будем рассматривать чтение как ряд процессов и больше внимания уделять каждому из них, делать упражнения, направленные именно на конкретную задачу, то это может существенно облегчить обучение.

Как помочь студентам читать эффективно и поддерживать мотивацию к чтению

Когда все слова знакомы, то не происходит процесса обучения как такового. В результате студенты могут потерять интерес, так как не чувствуют челлендж. Поэтому важно подобрать такой материал, который бы подходил по уровню, но при этом требовал усилия для прочтения и поддерживал интерес.

Как определить уровень владения навыками чтения

Самый простой способ определить уровень студента — дать несколько текстов разных уровней (например, взять из IELTS). Обязательно проверьте несколько аспектов — понимание главной идеи, знание лексики, синонимов, ключевых слова и союзов (linking words). Можно скопировать текст в Google Docs и детально разобрать его, выделяя нужную информацию.

Что читать

Подберите литературу, которая будет максимально соответствовать интересам и целям студента. Ханна обращается за помощью к самим студентам и предлагает им приносить тексты, с которыми они сталкиваются по работе, либо то, что им интересно читать в свободное время. Затем она делает отдельные файлы с такими подборками и использует их на уроках.

Как читать

Как работать с текстом зависит от типа чтения. который мы тренируем. Как правило, выделяют 4 типа:

  1. Skimming или основное, общее понимание, например, во время чтения газет, сообщений, социальных сетей.
  2. Scanning или детальное чтение, еще его называют “when/ where/ what/ why”, например, с целью найти даты, имена, цифры, специфическую информацию.
  3. Extensive reading — чтение длинных текстов, в основном, для удовольствия. Бывают студенты (часто ниже уровня Intermediate), которые любят word by word reading.
  4. Intensive reading — внимательное чтение короткого отрывка, например, стихотворения, с какой-то конкретной целью, например, отработать произношение.

Подробнее читайте в статье «Разные виды чтения и как им обучать»

Можно выделить 5 факторов, которые лежат в основе улучшения навыков чтения:

  1. развитие устной речи (oral language);
  2. развитие понимания фонологических процессов (phonological awareness);
  3. работа над произношением (phonics);
  4. расширение словарного запаса (vocabulary);
  5. работа с вопросами на понимание (comprehension).

Одним из важных аспектов при обучении чтению Ханна считает предварительную работу со сложной и незнакомой лексикой.

Читать вслух или про себя

И снова это зависит от навыка, который мы сейчас тренируем, и от конечной цели. По сути, чтение вслух — это тип intensive reading и он помогает работать с произношением на различных уровнях. Ханна рекомендует читать вслух минимум два раза. Первый раз мы делаем акцент на произношение звуков, слов, фраз, ударение слов, во второй с акцентом на интонацию, соединение звуков и беглости в целом.

Как проверить понимание текста студентом

Одно из основных упражнений на понимание текста, которое использует Ханна, — summary. Если студент понял прочитанное, он может просто и кратко, своими словами рассказать об этом. 

Более того, ученик должен уметь высказать свое мнение по поводу текста. Задаем такие вопросы:

  1. What was the most interesting fact?
  2. What surprised you?
  3. What did you find interesting?

Следующим этапом может быть работа со специальными вопросами:

  1. When did this happen?
  2. How did this happen?
  3. What was the result?
  4. What was the cause?

Мы также можем сделать различные упражнения на этом этапе, например, заполнить пропуски.

Зачем читать

Ханна обратила внимание на 5 научно доказанных положительных эффектов, которые нам дает чтение:

  1. помогает нам становиться стройнее (helps us get fit);
  2. расширяет словарный запас (increases vocabulary);
  3. способствует развитию мозга (theory of mind);
  4. является источником новых знаний (increases knowledge);
  5. улучшает память (sharpens our memory).

Надеюсь, что в презентации Ханны вам удалось найти ответы на свои вопросы и вы вдохновились на то, чтобы читать со своими студентами больше.

Чтобы не пропустить интересные стримы и летучки, следите за афишами!

Управление классом, работа с группой и многое другое: прямые эфиры Skyteach на сентябрь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×