Как работать с молчаливыми взрослыми учениками

Всем учителям попадались ученики, которые односложно отвечали на вопросы, не хотели рассказывать о себе, уходили от ответа. «Интроверты», 一 думали мы и продолжали искать подход, чтобы разговорить ученика.

Доверительная атмосфера

Нужно признать, что многим людям сложно с легкостью начать общаться с малознакомыми людьми и на родном языке. Представьте, что чувствуют ученики, когда им нужно отвечать на достаточно личный вопрос на малознакомом языке.

Многие переносят свой школьный опыт на частные занятия, а в школе за ошибки снижали оценки, за это ругали родители. В общем, ассоциации не самые положительные. Поэтому преподавателю чрезвычайно важно выстроить доверительные отношения с первого урока. Скажите напрямую: «Мы с вами на одной стороне баррикад. Вы ко мне пришли, потому что чего-то не знаете, а моя задача помочь вам. Вспомните, как дети учатся говорить: ошибаются, повторяют и пробуют снова, а если коротко отвечать на вопросы, то навык говорения будет развиваться медленно».

Исправление ошибок  

Мало кому захочется говорить, когда его постоянно перебивают, пусть даже из самых лучших побуждений. Если вы дали ученику задание типа speaking for accuracy, тогда исправление ошибок необходимо. Лучше всего договориться заранее о том, какие невербальные знаки вы будете использовать, чтобы привлечь внимание ученика, когда он допустит ошибку на изученное грамматическое правило. Вы можете показать какой-то предмет или использовать жест. Один из самых популярных 一 это движение рукой назад для обозначения прошедшего времени.

Если ученик выполняет задание типа speaking for fluency, тогда прерывать его не нужно совсем, чтобы не сбить с мысли и развить беглость речи. Используйте отложенное исправление ошибок. Пока ученик говорит, записывайте, но только ошибки:

1) которые влияют на понимание речи. Например, если ученик использует кальку с русского языка, а в английском слово имеет совершенно иное значение. «Pathetic» в положительном значении или «accurate» — «аккуратный».

2) по пройденному материалу. Когда ученик закончит говорить, покажите слово, фразу или предложение, в котором он допустил ошибку и предложите исправить самостоятельно. Ведь главная цель исправления — не просто обозначить неверный ответ, но избежать его в будущем. Для этого нужен анализ самого студента.

Многие взрослые люди боятся допускать ошибки в речи, думая, что покажутся необразованными, не знающими элементарных вещей. Именно поэтому снова важно проговорить, что с вами ошибаться можно и даже нужно, потому что это зона роста, и «если бы вы говорили без ошибок, наверное, не пришли учить язык. К тому же что произойдет, если вы допустите ошибку в разговоре с учителем? Вас уволят? Отругают? А может быть, что самое страшное, поставят «двойку»? Ошибки — это абсолютно нормально в процессе обучения».

Комфортные паузы

Другая всем знакомая ситуация, когда мы задаем ученику вопрос, а он молчит. Мы ждём, а про себя волнуемся: «А понятно ли я задал(а) вопрос? Пожалуй, лучше переформулировать. Вот так, наверное, будет понятнее. Хотя лучше я начну сама отвечать, а студент свои мысли выразит по этому поводу». И мы начинаем говорить, думая, что помогаем.

Тут важно помнить о том, что ученик не каждый день размышляет на родном языке на темы, которые мы обсуждаем на уроке. Например, о проблемах окружающей среды или королевской семьи. Нужно время, чтобы сформировать свою точку зрения, а потом выразить ее на английском языке. Поэтому тишина на занятии 一 это нормально.

Если вы понимаете, что пауза затягивается, не стоит начинать отвечать за ученика, иначе он подумает: «Преподаватель уже все хорошо и полно осветил, добавить нечего, просто соглашусь». Продуктивнее предложить помощь с пониманием вопроса, спросить: проблема с лексикой или нет идей для ответа?

Если первое, то предложите ученику поразмышлять вместе в формате: «Некоторые думают, что решать экологические проблемы не нужно. Вы согласны с этим утверждением? Почему? А если бы вы жили в рядом с тропическими лесами, ваше отношение к проблеме изменилось?». Если не хватает слов — подскажите нужную формулировку.

Деперсонализация

Некоторым ученикам непросто делиться своими переживаниями и идеями с окружающими. В таких случаях задание типа «интервью с персонажем» может пригодиться. Предложите студенту представить, что он 一 его любимый актер или другая известная личность и ответить на вопросы от его/её лица.

Также вы можете задавать задавать вопросы не про личный опыт ученика, а «знаете ли вы кого-то, кто…» или «а чтобы вот такого типа человек сделал вот в такой ситуации».

В любом случае, задавая любой вопрос, даже если вы знаете правильный ответ, нужно быть искренне заинтересованным в том, что говорит ученик. Проявляйте неподдельную вовлеченность и готовность помочь.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×