У лексического подхода много как сторонников, так и противников. Существует мнение, что этот подход эффективен только с теми учениками, у которых язык уже на высоком уровне, и, вообще, уроки с лексическим подходом — это больше разговорный клуб, нежели урок. Еще одно мнение: подход не очень работает при подготовке к экзаменам — лучше разрабатывать стратегии выполнения заданий и повторять грамматику. 

Но так ли это на самом деле? Марина Долгачева, эксперт тренинговых центров Skyeng и Skysmart, попробует детально разобраться, какие задачи можно решить с помощью лексического подхода и как эффективно использовать его на онлайн-уроках и при подготовке к экзаменам. 

Содержание:

Эксперты Skyeng подготовили
для учителей английского
методические подарки.

Выбирайте те, что нужны, или заберите все!

Получить подарки
course 2 Skyteach

Что такое лексический подход и как использовать его на онлайн-уроках

Чтобы применять лексический подход эффективно, важно помнить три главных факта о нем.

Факт 1

Лексический подход — это не про обучение, а про отношение к языку в целом. Мало знать значение слова и его грамматические формы. Нужно понимать, как это слово работает в контексте естественного общения.

Пример:

Учитель: What are you doing?
Ученик: I’m going home now.

Это грамматически верное предложение, но в реальной ситуации общения оно звучит неестественно. Поэтому мы можем предложить ученику использовать в качестве ответа чанк «I’m on my way home». В лексическом подходе чанк — это словосочетание или фраза, типичная для данного языка.

В ходе онлайн-урока учитель может вносить все чанки, которые понадобились ученику на занятии или были использованы в тексте, в заметки на нашей платформе или в гугл-документ.

Так как список может получиться действительно большим, в конце урока, на этапе рефлексии, предложите ученику вернуться к этому списку и провести упражнение «A Fridge, a Freezer and a Dustbin». В ходе упражнения ученик распределяет все чанки из списка по трем колонкам:

  1. «A fridge» — то, что студенту легко запомнить и понятно, как употреблять.
  2. «A freezer» — фразы, которые кажутся ученику полезными, но трудны для запоминания. Или чанки, синонимы которых ученик уже активно использует. Или выражения, которые ученику трудно применить, потому что он прямо сейчас затрудняется с контекстом. 
  3. «A dustbin» — очень сложные или нечастотные чанки. Обычно их не так много.

Факт 2

Лексический подход не отрицает важности обучения грамматике.

Лео Селиван в своей книге «Lexical Grammar» детально описывает 98 упражнений и их вариантов по лексическому обучению грамматике на разных уровнях.

Например, упражнение «‎Слово — фраза — предложение».

Вариант 1: ученику предлагаются три колонки. В первой колонке — набор слов, во второй — фразы с пропущенными словами, в третьей — предложения с пропущенными фразами. Задача — сначала правильно вставить слова в словосочетания, а потом использовать полученные фразы в предложениях.

Вариант 2 (более высокий уровень): ученику предлагается слово, и он самостоятельно составляет со словом фразу, а затем — предложение или ситуацию из своей жизни.

При групповом обучении второй вариант еще более продуктивен, так как высока вероятность, что группы будут использовать слова в разных чанках.

Например, со словом mind ученики могут использовать такие чанки, как make up one’s mind, mind something / doing something, change one’s mind, keep that in mind, out of one’s mind, mind the gap и так далее.

В ходе онлайн-урока также возможно несколько вариантов выполнения данного упражнения.

Вариант 1. Всех учеников делят на мини-группы для составления чанков. Далее группы перемешиваются, и ученики работают с полученным списком фраз уже в новых группах.

Вариант 2. Ученики выполняют задание в сессионных залах индивидуально, затем в парах обсуждают полученные фразы и составляют предложения-примеры.

Вариант 3. Ученики индивидуально или в парах придумывают фразы и составляют предложения с пропусками, то есть готовят задания для других групп.

Факт 3

Чтобы увеличить вероятность запоминания учеником чанков, нужно постоянно активизировать их в коммуникативных заданиях.

Для этого можно использовать так называемые language-generating questions (общие вопросы) и personal questions (личные вопросы).

Language-generating questions:

  1. What happens if a person changes their mind?
  2. When might we say that somebody is out of their mind?
  3. What is the opposite of “make up one’s mind”?

Personal questions:

  1. Remember three cases when you changed your mind.
  2. What don’t you mind doing on vacation?
  3. Have you ever heard anyone say, “Mind the gap”? Where was it?

Такие вопросы могут быть подготовлены как учителем, так и учениками друг для друга.

Вам может быть полезно и это видео:

Как использовать лексический подход при подготовке к экзаменам

В экзаменационных материалах обычно используется язык, который отличается от разговорного. И дело не только в лексике. Экзаменаторы воспринимают как ошибку и некоторые общепринятые грамматические формы. Об этом есть статьи в словаре Cambridge Dictionary:

Лексический подход при подготовке к экзаменам
Лексический подход при подготовке к экзаменам

Лексический подход помогает ускорить процесс изучения языка и выстроить связь между разговорным английским и стандартизированным языком экзаменационных материалов. Как успешно воспользоваться этим «мостиком»? Вот небольшие подсказки.

Подсказка 1

Не забываем о чанках — словосочетаниях и фразах, которые используются в определенном контексте. Мы уже упоминали этот метод выше, и при подготовке к экзаменам он тоже работает. Но для начала нужно, чтобы ученики привыкли добавлять в свой словарь не отдельные слова, а целые словосочетания и фразы. Иначе возникает проблема с пониманием, как в примере ниже:

She kept swimming in spite of feeling tired.

Среди незнакомых слов ученик может выделить слово spite, и, посмотрев значение этого слова в словаре (spite — злость, неприязнь), он наверняка будет озадачен.

Поэтому важно научить ученика видеть, какие слова окружают незнакомое слово, и искать значение целого словосочетания.

She kept swimming in spite of feeling tired. — Она продолжала плыть несмотря на усталость.

Подсказка 2

Учим не просто зазубривать чанки, а замечать в них грамматическую форму слов (grammaticalized vocabulary). Для этого можно использовать хайлайтеры разных цветов. Вот пример задания:

Read the text and underline any new collocations/phrases. Be ready to compare them with your groupmates.

Лексический подход при подготовке к экзаменам

Важно давать фразы не в начальной форме, а в контексте, чтобы ученик видел, как грамматически «ведет себя» чанк в предложении.

Подсказка 3

Выводим грамматические чанки в речь, чтобы подготовка к экзамену способствовала активной практике их использования. Это можно сделать так же, как и на уроках, — с помощью общих и личных вопросов. 

Главное правило лексического подхода: чем больше говорения на уроке, тем больше повторения и тем лучше результат.

Подсказка 4

Используем текст экзаменационного задания в качестве дополнительного источника для тренировки заданий других типов.

Например, из экзаменационного задания на множественный выбор…
Лексический подход при подготовке к экзаменам
Источник: С1 Advanced Handbook for teachers. Your path to learning English step by step. p. 12.

…можно сделать задание, в котором предлагается преобразовать слова грамматически…

Лексический подход при подготовке к экзаменам

…или грамматически и лексически.

Лексический подход при подготовке к экзаменам

Тексты для чтения и скрипты для аудирования — неисчерпаемый источник обогащения словарного запаса учеников. Не ограничивайтесь только выполнением экзаменационного задания, копайте глубже. Учите лексически!

А если вы хотите более подробно изучить лексический подход, начните со следующих источников:

  1. Michael Lewis The lexical approach: The State of ELT and a Way Forward
  2. Michael Lewis Implementing the lexical approach: Putting Theory into Practice
  3. Hugh Dellar, Andrew Walkley Teaching lexically
  4. Leo Selivan Lexical Grammar: Activities for Teaching Chunks and Exploring Patterns (Cambridge Handbooks for Language Teachers)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×