Синдром самозванца у преподавателей: как бороться и победить?

Страхи, сомнения, желание бросить преподавание и заняться чем-то другим — это так называемый синдром самозванца. Многие молодые учителя проходят через это.

«У меня слишком мало опыта!», «Я не знаю всех методик, как меня вообще взяли на работу?», «Я обучаю английскому, но сам допускаю ошибки», «Назову минимальную стоимость урока, у меня ведь нет диплома педвуза».

Знакомые мысли?

Как преодолеть сомнения, и что делать, если начинают уходить ученики? Давайте разбираться.

Право имею или …?

Немного углубимся в понимание этого феномена.

Синдром самозванца — это когда человек, который является экспертом в определенной области, имеет образование, опыт и хорошие отзывы, но продолжает сомневаться в своих силах, не брать высокую плату за свой труд и обесценивать собственные знания и навыки.

Этот синдром можно выявить, если размышлять над своим поведением и чувствами в процессе работы: ощущаете ли вы себя вечным студентом? Учиться и повышать квалификацию — это, бесспорно, очень хорошо, но если вы считаете себя недостаточно компетентным и оцениваете свой труд через призму «я еще только учусь», есть над чем задуматься.

Перестаньте сравнивать себя с другими

Легче сказать, чем сделать, правда? Попробуйте отключить внутреннего критика. Мы часто сосредотачиваемся на том, что плохо получается у нас и на том, что хорошо получается у наших коллег. Постарайтесь перестроить свое мышление: вместо того, чтобы видеть в коллегах конкурентов, начните перенимать их опыт.

Наблюдайте за тем, что восхищает вас в методике или подходе вашего коллеги и записывайте в заметках или в блокнот. Подумайте, как можно подстроить под потребности своего класса и учеников то, что вы узнали. Не бойтесь идти за советом: нет ничего страшного в том, чтобы подойти к преподавателю, которым восхищаетесь, и попросить его помочь вам справиться с задачей. Вы удивитесь, но разговор по душам покажет вам, что вы не один, — многие учителя борются с синдромом самозванца. Вероятно, в таком разговоре вы увидите себя глазами коллег и узнаете, что и вас многому учатся.

Хвалите себя за успехи и повторяйте их

В голове каждого из нас сидит этот недовольный голос, который постоянно ворчит и требует большего. Мы недовольны тем, как преподаем новый материал, как прокачиваем разные навыки, как работаем над заданиями и так далее. Попробуйте вот что: вместо того, чтобы после урока искать свои ошибки и корить себя за них, найдите то, что хорошо получилось. Запомните, а лучше запишите и повторите в работе со следующей группой.

Нет совершенной методики преподавания, но есть путь, который каждый преподаватель проходит самостоятельно. Есть ваш путь, ваш опыт, ваши знания, ваши ошибки и ваши победы. Каждый день вы преподаете лучше, чем преподавали вчера. Помните об этом.

Почитайте по теме: Как развить в себе growth mindset (или все-таки обойтись без него?)

Позвольте себе не понравиться кому-то

Если вы до сих пор преподаете, значит, большинство ваших учеников довольны и продолжают занятия. Но кто-то уходит. Как быть? Разрешите себе принять тот факт, что все не для всех. Говорят, что люди, которые не любят читать, еще не нашли свою книгу. Так и с учениками. Некоторые ученики просто не для вас. Это нормально, если мы кому-то не нравимся.

В жизни ведь тоже так: вам однозначно нравятся далеко не все люди, с которыми вы знакомитесь на жизненном пути. С еще меньшими вы заводите близкую дружбу. Постарайтесь не зацикливаться на тех учениках или родителях, которые не захотели продолжать с вами работать. Мысленно поблагодарите их за опыт и отпустите ситуацию.

Заведите трекер успеха своих учеников

Если вас начинают посещать мысли о том, что вы не эксперт, у вас мало опыта и нет права преподавать другим, обратитесь к трекеру успеха своих учеников.

Советуем завести таблицу, можно в Google Docs, где будете записывать все достижения тех студентов, с кем работаете. Вносите в трекер то, каких целей уже достигли ваши ученики, какие навыки прокачали, какую лексику освоили. Это поможет визуализировать вашу ценность, как эксперта — первый шаг на пути к тому, чтобы перестать обесценивать свои знания и опыт.

Синдром самозванца у преподавателей: как бороться и победить?
Короткие комиксы про чувства от художника TheAwkwardYeti (theawkwardyeti.com)

Разрешите себе не знать всего

Иногда мы боимся, что не найдем ответ на вопрос студента или допустим ошибку, которую они заметят. Но наши ученики не ждут от нас совершенства. Позвольте себе допускать ошибки или знать не все, что связано с английским.

Нет ничего стыдного в том, чтобы записать вопрос ученика, ответа на который у вас нет и провести исследование. Не стоит бояться быть честным: даже носители английского не могут знать абсолютно всего о языке. Это живой развивающийся организм, который постоянно меняется. Не бойтесь проводить дополнительные исследования и глубже погружаться в материал. Говорите уверенно и будьте на позитиве: не знать чего-то — нормально, делать ошибки — естественно. Ваши ученики пришли учиться у вас, а не судить.

Take this test by Pauline Rose Clance, the psychologist behind imposter syndrome, to see if you have any imposter characteristics or experiences.

Проводите честный самоанализ

Размышлять над тем, как вы работаете и насколько вы хороший преподаватель — это неплохо. Все дело в вашей мотивации, в том, что подталкивает вас к этой рефлексии. Важно анализировать качество своей работы не из чувства критики или неуверенности, а из любопытства. Задавайте себе такие вопросы:

  1. Каких целей достигли мои студенты?
  2. Какие инструменты хорошо подходят для прокачки … ?
  3. Что далось мне сложно на уроке? Почему?
  4. Как я могу облегчить себе задачу в следующий раз?
  5. Какую методику стоит попробовать с этим студентом?
  6. Почему мы стоим на месте и делаем те же ошибки?
  7. Выгораю ли я за урок? В чем причина? Что я могу изменить?

Честная самопроверка поможет вам подняться на новый уровень. Учителя постоянно чему-то учатся и это прекрасно, но это состояние не должно пробуждать в нас синдром вечного студента. Этот процесс должен приносить радость и удовлетворение, что в итоге положительно повлияет на оценке себя как специалиста.

Кстати, послушайте выступление на TED-Ed про синдром самозванца:

Подведем итог. Если иногда вам кажется, что вы до сих пор не понимаете, что вы делаете, помните, вы не одни! Многие учителя сталкиваются с этими же чувствами и мыслями время от времени. Вы прекрасный преподаватель и сегодня вы преподаете лучше, чем преподавали вчера, а завтра будете преподавать еще лучше, чем сегодня!

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×