Родители и другие «посторонние» на уроке: как быть?

Мы все привыкли, что в школе ребенок учится сам, без присутствия родителей. На дополнительных занятиях с учителем английского он тоже один на один. Действительно ли важно, чтобы мамы, папы, бабушки и дедушки не присутствовали на уроке? И как себя вести педагогу, если родители хотят быть на занятии?

Распределение ролей

Урок — это процесс взаимодействия преподавателя и ученика, в ходе которого ребенок под руководством педагога приобретает новые знания, формирует умения и навыки.

Во время урока выстраиваются личные взаимоотношения между учащимся и учителем, которые помогают сделать процесс обучения более эффективным. Ребенок принимает на себя роль «ученика», понимая, что он должен делать и как себя вести, и воспринимает педагога как «учителя, наставника».

Вне занятия ребенок принимает на себя другие образы: например, роль «друга» со сверстниками и приятелями и роль «сына/дочери» со своими родителями. Очевидно, что модели «ученика» и «сына/дочери» существенно отличаются. Они подразумевают разные требования и разное поведение. Дети могут капризничать дома с мамой, но не будут этого делать с педагогом или наоборот. Кроме того, важно отметить, что и «родитель» и «учитель» для ребенка — это значимые взрослые, перед которыми у него есть разные обязанности. Если родитель будет присутствовать на уроке, ребенок будет обращать на него внимание.

Многие дети, если близкий им взрослый присутствует на уроке, ведут себя скованно, потому что не знают, какую роль сейчас нужно выполнять: «сына/дочери» или «ученика».

Следовательно, присутствие родителя или другого близкого взрослого на уроке очень нежелательно.

С другой стороны, родитель очень заинтересован в высоких результатах обучения ребенка. Близкий взрослый имеет на ребенка большое влияние. Он может помочь учителю и ученику наладить контакт и сделать обучение более эффективным. Очевидно, что педагогу нужно общаться с родителем. Значит ли это, что мама, папа, бабушка или дедушка могут находиться на уроке вместе с ребенком?

Нет, важно, чтобы ребенок занимался с педагогом без участия родителей и других близких взрослых.

  1. Чтобы правильно понять, кто такой «учитель» и научиться получать знания, ребенок сам выстроит контакт «ученик-учитель», а не цепочку «ученик — родитель — учитель». Ведь с большинством взрослых дети общаются через родителей.
  2. Ученик должен научиться самодисциплине и ответственности за свое обучение. Если родителей или близких нет рядом, значит, именно он должен отвечать на вопросы педагога и выполнять задания.

Обучение в модели «ученик-учитель» дает стимул к развитию ребенка, помогает ему социально адаптироваться и стать более самостоятельным.

Если родители хотят присутствовать на уроке

1. На первом уроке, конечно, «да». Мама, папа, бабушка, дедушка или другой близкий взрослый добавят ребенку уверенности, помогут педагогу лучше понять ученика. Кроме того, на первом уроке или до него важно услышать, с какой мотивацией пришел взрослый и сравнить с мотивацией ученика. Педагогу при этом не стоит думать, что родители хотят проверить качество его работы, так как большинство из них просто помогают школьнику познакомиться с новым человеком. 

Родители доверяют нам самое дорогое, что у них есть – своих детей, поэтому их желание присутствовать на первом уроке вполне естественно.

2. Если это второй и последующие уроки, то важно понять, почему родитель или другой близкий ребенку человек хочет присутствовать на уроке.

 Причин может быть несколько.

1. Родитель пытается контролировать дисциплину ребенка

В такой ситуации лучше попросить взрослого выйти. Что в этом случае сказать?

«Будет лучше, если мы с <имя ребенка> будем заниматься вдвоем (индивидуальные занятия). Уверена, что он /она прекрасно справится. Если у нас возникнут сложности, я вас обязательно приглашу»

На групповом занятии: «Я думаю, что вы можете оставить <имя ребенка>, я уверена, что он/она прекрасно справится»

Мы покажем, что ценим желание родителя нам помочь, но в то же время напомним, что обучение — это взаимодействие учителя и ученика. 

Если родитель настаивает, можно добавить: «Давайте мы сегодня так попробуем. Если у нас не получится, то на следующем уроке вы будете присутствовать». В моей практике ни разу не было, чтобы после этого родитель продолжал настаивать.

2. Ребенок боится педагога как незнакомого взрослого

В этом случае присутствие родителя на нескольких первых уроках даст ребенку ощущение безопасности, снимет нервозность и позволит быстрее выстроить контакт с педагогом. 

Когда вы увидите, что ребенок готов, попросите взрослого больше не присутствовать. Многие мамы, папы, бабушки и дедушки сами это понимают и не приходят на четвертый или пятый урок. Это часто необходимо дошкольникам и младшим школьникам.

3. Если ребенок очень отвлекается 

Присутствие родителя на первом и втором уроках поможет понять, как в семье привлекают внимание ребенка и как он на это реагирует. После того, как вы поймете и попробуете удерживать внимание «отвлекашки» самостоятельно, попросите родителя не присутствовать на уроке.

В моей практике, однако, есть маленький ученик четырех лет, который занимается вместе с мамой. Он сам привлекает ее ко всем играм на уроке. С мамой ему интереснее, без нее внимание малыша рассеивается, и эффективность урока падает. В таких случаях я прошу родителей по возможности присутствовать на уроке.

4. Если взрослый хочет заниматься вместе с учеником

Взрослый старается сесть позади ученика с блокнотом и записывать новый материал, не участвуя в уроке. В моей практике такое было много раз. Смотрите на реакцию ребенка. Если ученику это не мешает: он общается с педагогом, забывая, что родитель сидит здесь же, то присутствие взрослого можно разрешить.

Если же ребенок явно нервничает: несколько раз за урок оглядывается или запинается во время речи явно из-за присутствия близкого взрослого, то родителя нужно попросить выйти. Индивидуальные онлайн-уроки доступны родителю в записи.

5. Полезное сотрудничество при занятии с группой

Пример из моего опыта.

Я вела групповые занятия английским языком с детьми 7-9 лет в Доме детского творчества. Максимальное количество детей на уроке должно было быть не более 10 человек, однако в одну группу добавили 18 ребят. Несмотря на превышение допустимого количества почти в два раза, все уроки отличались высокой эффективностью, дети всегда выполняли домашнее задание, учили слова и ходили на занятия, почти не пропуская. Группа стала такой большой из-за того, что ребята привели своих друзей и одноклассников, поэтому разделить детей было невозможно. 

Секрет высокой эффективности уроков при большой численности учеников простой. В самом начале года двое родителей попросили сесть в кабинете, в котором мы проводили занятия с детьми, и подождать детей. В учебном классе были удобные диваны, а в коридоре не стояли даже лавочки. Я хотела отказать, но поняла, что уставшие после работы мамы просто хотят отдохнуть, и разрешила.

Родители не отвлекали детей, а внимательно слушали и записывали все, что происходило на уроке. А дома они выполняли домашние задания вместе с учениками. Более того, если на уроке я просила ребенка ответить и хвалила его, сияющий малыш поворачивался к маме или бабушке. Детям было очень важно, чтобы близкие видели их успехи. Через некоторое время все родители этой группы, если имели возможность, присутствовали на занятиях. Такое «семейное» обучение оказалось невероятно эффективным.

Поэтому, если родители, бабушки или дедушки просят присутствовать на уроке, не отказывайте сразу. Уточните причину, возможно, их присутствие окажется полезным ребенку.

6. Дети хотят заниматься на уроке с братом, сестрой или друзьями

В этом случае однозначно лучше отказать. Эффективность такого урока будет значительно ниже, ребенок будет отвлекаться на сверстника и не сможет сосредоточиться на занятии. Иногда родители просили взять на урок брата, сестру или друга, если взрослые в это время планировали уйти, или маленький брат/сестра начинал плакать. В этом случае я соглашалась, но такой урок был больше похож на «приглядывание» за малышом, чем на полноценное занятие.

Таким образом, присутствие на уроке близких взрослых нежелательно для ученика любого возраста, однако в некоторых случаях возможно и даже полезно. Присутствие же детей на занятии крайне негативно скажется на внимании ученика и не позволит ребенку полноценно заниматься.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×