Как оценить свои разработанные материалы к уроку: 5 критериев

В статье Разрабатываем свои материалы к уроку с методистом Мариной Евстратовой мы рассказывали, с какими трудностями могут столкнуться преподаватели при разработке и потребности оценить свои разработанные материалы. Продолжим обсуждение: рассмотрим шаги по оценке новых заданий и критерии их качества.

Эксперты: руководитель методического отдела TTC Марина Евстратова и академический директор отдела контента Skyeng Алексей Конобеев.

Этапы оценки учебных материалов

С чего начать разработку собственных материалов, если получить хороший результат довольно сложно?

Мы предлагаем несколько шагов.

  1. Познакомьтесь с системой дескрипторов CEFR и GSE. Это самые верные друзья как профессионального методиста, так и создателя действительно качественных материалов.
  2. Начните анализировать материалы, которые вы уже используете на уроках, по системе дескрипторов. Что именно развивает то или иное упражнение? Какие виды деятельности, стратегии и компетенции задействуются?
  3. Проанализируйте, соотносится ли используемый контент с запросами ваших учеников. Для этого нужно четко понимать, чего именно хотят ученики, в каких коммуникативных ситуациях им нужно применять язык и когда и над какими коммуникативными видами деятельности, стратегиями и компетенциями им нужно работать. Проведите детальный needs analysis, если вы почему-то не сделали этого в начале работы с учеником.
  4. Начните с разработки чего-то небольшого — коммуникативного задания на свободную практику говорения в соответствии с целью ученика, персонализированного задания на чтение или аудирование. Попробуйте разработать упражнение на «необычные» навыки, которые почему-то совсем не развиваются стандартными учебниками: навыки концептуальной медиации, навык креативного письма, разные коммуникативные стратегии.
  5. Просите у учеников обратную связь по своим разработкам: понравилось ли им персонализированное упражнение? считают ли они его полезным? Если ответы положительные, вы на правильном пути.

Как оценить свои материалы

Сложность при оценке качества материалов состоит в том, что не существует четкого списка критериев оценки.

Их и не может быть, поскольку они разрабатываются на основе потребностей учеников, которые могут быть разными. То, что конкретный учебник не отвечает требованиям ФИПИ или просто неинтересен конкретной группе учеников, не значит, что он не вызовет восторг у другого класса.

Тем не менее, систему универсальных критериев выделить все-таки можно. Томлинсон предлагает свои принципы оценки материалов, к которым мы добавили пояснения.

В каком контексте материалы будут использоваться?

Культурный контекст 

Соответствуют ли материалы урока/юнита/учебника культуре и контексту ученика? Например, если материалы урока предполагается использовать с людьми старшего поколения с консервативными взглядами, вряд ли будет хорошей идеей разрабатывать урок на тему бодипозитива или билингвизма.

Контекст образовательного учреждения 

Соответствуют ли материалы тому, чему образовательное учреждение обещает научить ученика? Например, вряд ли стоит делать из уроков разговорные клубы, если ученики собираются сдавать ЕГЭ.

Контекст курса

Соответствуют ли материалы общей методике курса? Встраиваются ли они в общую систему курса? Соответствуют ли выбранному уровню сложности? Например, как бы преподавателю ни хотелось дать ученику интересную, на его взгляд, неадаптированную статью для перевода, этого не стоит делать, если преподавание ведется по коммуникативной методике, а уровень ученика низкий.

Контекст преподавателя

Справится ли преподаватель с такими материалами? Например, если вы никогда не преподавали по лексическому подходу и не вели уроки по Dogme или TTT (Test-Teach-Test), не стоит начинать эксперименты с разработки сразу целого урока по новому подходу.

Контекст ученика

Подходит ли материал под цели ученика, его интересы и предпочтения в обучении? Например, если ученик хочет смотреть лекции по кинопроизводству на английском и очень не любит домашние задания, не нужно готовить для него урок о семье в формате flipped classroom.

Как составлены материалы?

Насколько детально они проработаны? Есть ли у материалов четко сформулированные задачи, а еще лучше — цель, заданная по SMART? 

Если, по мнению учителя, цель применения разработанных материалов — «научить ученика отличать Present Perfect от Past Simple», лучше их не использовать.

Учитывайте также:

Согласуется ли то, что требуется от учеников, с целью материалов?

Например, если вы хотите научить ученика использовать в речи несколько конкретных intonation patterns, но в материалы при этом не включаете ни drilling, ни упражнение marking при работе со скриптом аудио или видео, ни упражнения imitation или shadowing, то с материалами что-то не то.

Насколько визуально понятны и приятны материалы? 

Дизайн, картинки, шрифты, расположение элементов должны быть логичны, лаконичны и дополнять ваши материалы, а не отвлекать от них внимание.

Каждый критерий при этом можно разбить на несколько более мелких показателей. Это и делают профессиональные составители контента при оценке материалов друг друга или во время аудита используемого контента в своей образовательной организации.

Преподаватели могут ограничиться этими общими критериями, которые уже расскажут многое тому, кто только начинает свой путь как materials designer.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×