Тонкая грань: как правильно дружить с учениками

Насколько важно дружить с учениками, выяснила преподаватель Skyeng Анастасия Яковлева.

“You know, I don’t like chemistry. It’s just not my cup of tea”, — говорит мне ученица на одном из последних занятий. Я улыбаюсь и понимающе киваю головой: “We’re on the same page. I didn’t use to like it too”. Мы работаем вместе уже больше двух лет и за это время успели выучить имена домашних животных, дни рождения, любимые книги и фильмы друг друга. Все эти темы с тегом «личное» всегда органично встраивались в наш рабочий процесс. Если бы на нашем уроке присутствовал педагог-традиционалист, он бы довольно быстро решил, что мы с ученицей дружим. Но так ли это?

Дружба с учеником: за и против

Если вы попробуете ввести в строку поиска запрос «возможна ли дружба между учителем и учеником?», то столкнетесь с двумя полярных мнениями: дружить с учеником а) неприемлемо или б) необходимо для эффективности учебного процесса. 

Педагоги, для которых дружеские отношения с учеником — своеобразное табу, аргументируют это так: дружба с учениками детского и подросткового возраста беспристрастной не бывает, при этом сами ученики стремятся подружиться с учителем только для получения «плюшек»: хороших оценок, позитивных отзывов о своей работе на уроках, меньшего количества домашнего задания.

«Я воспринимаю дружбу с учениками как сомнительный источник лояльности» — делится коллега-учитель. «В моей преподавательской практике уже возникали такие случаи, и это не тот формат сотрудничества, который мне подходит. Как только ученик, особенно подросток, чувствует к себе «особое отношение», он начинает менять правила профессиональных взаимоотношений на ходу».

Учителя, которые более толерантно относятся к дружбе с учениками, напротив, стараются как можно скорее расположить к себе учащихся. Но при этом часто забывают о том, что не каждый student-friendly подход кажется искренним и уместным ученику. 

Некоторые дети и подростки в силу возраста склонны неверно понимать дружелюбие со стороны учителя. Часть из них может рассчитывать на звание teacher’s pet, или любимчика учителя, а остальные — воспользоваться не столь пристальным вниманием к качеству своей работы и забросить предмет.

Попытки подружиться могут вызывать даже негативную реакцию. Вот что рассказала другая моя коллега:

«Из своего подросткового опыта я знаю, что школа и внеклассное обучение в целом — это больше про формальные правила, которым я должна следовать, а не про инициативность. Так было в мои школьные годы, и когда я начала преподавать, мне принципиально хотелось сделать все не так, как это делали мои педагоги.

Решив отталкиваться от демократичности и атмосферы взаимопонимания, я постепенно начала вовлекаться в преподавание. И методом проб и ошибок поняла, что даже самый либеральный, дружественный подход не гарантирует лояльности учеников.

А еще их родителей. Если часть были в восторге, то другие непременно находили поводы выразить сомнения в том, что дети могут правильно распоряжаться таким взаимоотношениями с учителем и просили быть строже. В такие моменты мне казалось, что я провалила миссию по спасению мира». 

Существует ли способ дружить с учениками, который не ставит под сомнение профессионализм учителя и его подход к общению с учениками?

Да, но первое, что необходимо сделать — понятийно разделить дружелюбное отношение и дружбу. Большинство учеников, несмотря на открытость и непосредственность, не стремятся обзавестись другом-учителем, но при этом очень нуждаются в позитивном отношении. Самые частые комментарии от учеников касаются «учительской непроницаемости» — им хотелось бы понимать, что они обучаются не только у профессионала своего дела, но и интересного, увлеченного человека, готового быть гибким, справедливым, досягаемым.

Рекомендуем исследование The Research on Teacher-Student Relationship from the Perspective of Educational Philosophy by School of Foreign Languages, Shanxi University, Taiyuan, China. 2019.

Школа и тьюторство — разные правила игры

Место и формат работы педагога влияет на то, каким образом следует выстраивать взаимоотношения с учениками. 

В рамках общеобразовательной системы учитель, работая с большими группами , найдет для себя более подходящим сотрудничать с учениками на почве дружелюбия, не забывая о формальном регламенте. 

Главное правило сотрудничества — share, but not overshare. Делитесь с учениками историями из собственного опыта изучения языка, чтобы расположить их к предмету и себе, рассказывайте о своих ошибках на пути к мастерству, но анализируйте другую личную информацию на предмет уместности. 

Другой важный момент — нужно уделять внимание нуждам каждого ученика и избегать ситуаций, когда преподавание превращается в power abuse, или злоупотребление учительским авторитетом, как только дисциплина и успеваемость в классе падает. 

В тьюторстве от дружелюбного отношения напрямую зависит, какое количество учеников захочет с вами работать и как долго продлится ваше сотрудничество. 

Другая особенность тьюторства — в какой-то момент вы осознаете, что знаете друг о друге достаточно много личной информации. Такова специфика формата индивидуальной работы и предмета, который мы преподаем: в процессе языковой практики мы часто обсуждаем довольно личные темы: конфликты в семье, распорядок дня, предпочтения и интересы ребенка. Это еще одна причина, по которой тьютору пригодится дружелюбное отношение, а иногда и дружба с учеником.

С учетом разницы в возрасте и понимании многих вещей постарайтесь быть как можно тактичнее и предупредите ребенка: если он считает, что пока не готов обсудить какую-то личную тему, но солгать для правильного ответа не может, то пусть обязательно об этом сообщит. 

Мягко направляйте ученика и уважайте границы друг друга, чтобы получить максимум положительных эмоций от работы в команде.

Почитайте по теме: Кто такой языковой коуч и как им стать?

Что важно учитывать уже сейчас

Современные подростки, несмотря на большую открытость и стремление к сотрудничеству с взрослыми на равных, не ставят перед собой цель становиться «приобретателями выгод», если чувствуют лояльное и доброжелательное отношение преподавателя к себе. Напротив, это помогает им видеть в нас дружеский авторитет вкупе с профессионализмом. 

Именно с дружелюбного отношения начинаются самые продуктивные взаимоотношения в образовании: когда преподаватель мягко направляет ученика, не пытаясь излишне дистанцироваться и полностью «спрятать» свою личность за профессиональными обязанностями.

Рекомендуем послушать

Запись прямого эфира с руководителем методического отдела TTC, старшим методистом онлайн-школы Skyeng Мариной Евстратовой «Как влиять на прогресс ученика и при чем тут преподаватель».

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×