18.10.2021
1923
0

Как разрабатывать нестандартные упражнения на грамматику

«Грамматика на уроках это скучно». «Не люблю грамматику. Может, обойдемся без нее?». Так могут сказать ученики, которые часто выполняют однотипные задания: раскрыть скобки или заполнить пропуски. На таких упражнениях основана едва ли не вся отработка грамматики в учебниках. Бывают ли нестандартные упражнения на грамматику?

Изучить грамматическую форму недостаточно

При обучении новой грамматике нужно четко определять, с какими аспектами важно ознакомить ученика. То, насколько хорошо и глубоко ученик будет знаком с разными аспектами новой конструкции, напрямую связано с тем, останется эта конструкция в пассиве (ученик будет понимать, но не будет сам использовать) или перейдет в актив (ученик будет и понимать, и использовать).

К пассивному запасу знаний относятся конструкции, которые:

  1. употребляются редко, давно не вспоминались и не всплывали в упражнениях на рецептивные навыки;
  2. только частично знакомы ученику — например, ученик знает формулу грамматического времени, но не знает, как оно используется или произносится.

В первом случае вся грамматика должна вводиться через контекст, а также эксплицитно повторяться через разные промежутки времени и появляться в контексте других тем.

Во втором случае важно обучать разным аспектам конструкций, чтобы ученик мог свободно выводить их все в активное использование. Об этом и поговорим подробнее.

Если мы посмотрим на стандартные упражнениями по грамматике, то увидим как раз то, что и вызывает неприятные ассоциации со скукой и механической отработкой материала: упражнения на использование правильных форм.

Форма — это далеко не все, что нужно знать о конструкции, чтобы начать ее понимать и использовать. Форме легко научить, и вокруг нее легко построить множество упражнений: заполни пропуски, открой скобки, выбери правильный ответ. Поэтому учебники пестрят такими упражнениями, но как работать с остальными аспектами грамматики — остается загадкой.

Какие аспекты прорабатывать

У грамматики как у системы языка очень много аспектов:

  1. денотация — значение грамматической конструкции;
  2. коннотация — оттенок смысла, дополнительное ассоциативное значение;
  3. ассоциации — слова, выражения и концепции, которые ассоциируются с конструкцией;
  4. произношение — устная форма слова или отдельных особенностей грамматической конструкции;
  5. написание — письменная форма;
  6. ограничения в использовании — регистр, стиль, частотность и уместность употребления слова или конструкции в том или ином контексте;
  7. синонимы — фразы и конструкции, которые схожи с изучаемой грамматикой в конкретном контексте или в общем значении.

Так, если мы будем давать ученику упражнения «раскрыть скобки» или «заполнить пропуски» исключительно для отработки форм новой грамматики, то ученик так и не сможет понять, в каких контекстных ситуациях новую грамматику использовать, какие слова и фразы на это будут указывать, как можно перефразировать предложение, если забыл правильную конструкцию.

Если же постепенно отрабатывать аспекты грамматики, то ученику будет проще связать ее с имеющимися знаниями и научиться видеть контекст, в котором нужно ее использовать.

Какие упражнения использовать

Чтобы разнообразить работу с грамматикой, можно попробовать следующие упражнения:

  1. диктанты. Ученику нужно записать под диктовку услышанную фразу, в которой есть новая грамматика, с естественным произношением. Так ученики научатся слышать сокращенные формы, окончания, вспомогательные глаголы и все то, что ускользает во время аудирования и мешает рецептивно повторять материал;
  2. grammar networks, или игра в ассоциации. Ученику нужно составить паутинку (карту, таблицу, схему — форма не так важна) из ассоциаций с фразой или предложением, в котором есть новая грамматика. Когда ученик закончит, можно легко использовать полученную паутинку в качестве опоры в задании на говорение, например рассказать историю или объяснить связи в паутинке с использованием новой грамматики;
  3. контекстные подсказки. Это упражнение можно назвать «ассоциации наоборот». Здесь ученику нужно найти в тексте или аудио все контекстные подсказки, которые указывают на использование конкретной грамматической конструкции, например все маркеры времени Past Simple;
  4. spotting errors. Ученику нужно найти ошибки в тексте. Сама механика упражнения не нова, но ошибки в тексте можно предусмотреть разные — от формы глаголов до неуместных для разных стилей текста сокращений;
  5. explaining differences. Ученику нужно объяснить разницу между несколькими схожими конструкциями, а еще лучше — проиллюстрировать контекстными примерами. 

Грамматика — часть языка, поэтому хорошие упражнения всегда будут затрагивать отработку нескольких аспектов, а в лучшем случае — анализ всего контекста. Чем глубже вы работаете с контекстом, тем проще ученику будет выводить все изученное в речь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×