Как правильно работать над говорением

Среди преподавателей бытует мнение, что любое говорение на уроке это хорошо, для развития этого навыка надо лишь больше говорить. И вот мы проводим затянутую разминку, отвлекаемся от темы и переходим к обсуждению личных интересов. И все это без конкретной учебной цели. Но не вся практика полезна для учеников. Почему так происходит и что делать преподавателям, чтобы правильно работать над говорением — разберем в статье.

Какое бывает говорение

В зависимости от того, участвует ли кто-то еще в разговоре в момент речи, навык говорения делится на два вида:

  1. продукция (production), когда мы воспроизводим непрерывную монологическую речь, иногда даже с предварительной подготовкой;
  2. взаимодействие (interaction), когда во время разговора на нас оказывает влияние собеседник, под которого мы подстраиваемся, адаптируем и видоизменяем реплики.

В зависимости от цели говорение можно разделить на:

  1. межличностное, когда мы общаемся для обмена информацией;
  2. транзакционное, когда наша речь трансформируется в действие другого человека — это инструкции, просьбы что-то сделать;
  3. говорение, направленное на решение проблем: разрешение конфликтов в официальной или неофициальной обстановке, языковая медиация.

Типы говорения могут накладываться друг на друга, но можно выделить один превалирующий тип. Поэтому если мы хотим помочь ученику с какой-то конкретной коммуникативной задачей, то важно сначала проанализировать, что ему необходимо уметь делать, а затем основной фокус уроков держать на нужном типе говорения.

 Например, если ученику нужно поехать за границу, то анализировать ситуацию нужно так:

  1. в каких ситуациях ученику нужно будет применять навыки говорения? Для покупки товаров и услуг, чтобы спросить дорогу или помощь с чем-то;
  2. какие типы говорения будут доминировать в этих ситуациях? Взаимодействие, потому что ученик будет общаться с людьми. По цели — транзакционное говорение, так как речевое взаимодействие будет трансформироваться в предоставление услуги или в оплату товара.

Если мы хотим развивать у ученика transactional interaction, то все задания должны быть прямо или косвенно направлены на такой тип говорения. Поэтому, например, задание на обсуждение цитат или ответы на вопросы по тексту не будут помогать ученику.

Как правильно работать над говорением

Есть несколько правил, которые помогут развивать навыки говорения у учеников.

  1. Определите цель задания на говорение. Зачем ученику это конкретное задание? Если оно не направлено на развитие конкретного навыка или под-навыка или не является частью подготовки к другому упражнению (например, устное обсуждение возможных ответов на вопросы по тексту в качестве pre-reading), то задание можно исключить без вреда для урока.
  2. Соблюдайте структуру урока: сначала skill-getting activities, затем skill-using activities. Любой урок на развитие навыков говорения может (и в большинстве случаев будет) включать в себя:
    • работу с аудио или текстом, который натолкнет ученика на обсуждение конкретных идей;
    • работу с лексикой или грамматикой.

Эти стадии будут короче, чем в уроке на развитие чтения или аудирования или на системы языка, но они должны предшествовать любому заданию на говорение. Ученик должен знать, о чем говорить, какие слова и фразы использовать в речи.

Например, нельзя начать обсуждать какой-то абстрактный вопрос или цитату сразу в начале урока и ожидать, что ученик сможет поддержать развернутую дискуссию. Сначала можно прочитать или послушать несколько точек зрения, изучить или повторить нужную для обсуждения лексику или грамматику, и только потом переходить к развернутому говорению.

  1. Обучайте учеников соответствующим коммуникативным стратегиям. Коммуникативные стратегии помогают справляться с трудностями во время говорения и не замолчать. Например, если ученик забывает слово, но использует жесты и мимику или пытается объяснить слово через синоним или дефиницию, то коммуникация будет успешной. Если же ученик не сможет воспользоваться ни одной коммуникативной стратегией и замолчит, то коммуникация сломается.
  2. Давайте ученику время для концептуализации и формулирования ответа.

Говорение на иностранном языке имеет бóльшую когнитивную нагрузку (cognitive load), чем на родном языке. Поэтому ученикам непросто продумать ответ. Необходимо давать ученикам как минимум пять–семь секунд подумать, прежде чем начать говорить.

  1. Повторяйте одни и те же задания. Говорить об одном и том же может показаться скучным, но давайте посмотрим на повторение похожих заданий и обсуждение одной и той же темы с точки зрения пользы для ученика. Сначала ученик учится говорить на какую-то тему, изучает интересные факты, грамматику и лексику, готовится ее применять, а затем переходит к абсолютно новой теме. Отсутствие повторения нарушает принцип рециркуляции, и все изученное со временем начинает забываться. Поэтому повторяйте с учениками не только всю пройденную лексику и грамматику, но и темы на говорение. Можно повторно обсудить все темы в конце юнита, используя новую грамматику и лексику.

Говорение – большой и сложный навык. В зависимости от типа говорения ученик будет задействовать разные под-навыки и стратегии, при этом не всегда очевидно, как их развивать. В одной из следующих статей разберем, какие упражнения использовать на уроке в зависимости от нужного ученику под-навыка.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×