Современные методики преподавания: 5 приемов для интересного урока

Последнее время в преподавании языков случилось много изменений. Необходимо постоянно адаптировать преподавание под меняющийся мир с новыми форматами уроков и новыми типами взаимодействия с учениками. В Skyeng 150 тысяч успешно прошли 15 миллионов уроков. В этой статье мы собрали ключевые современные методики преподавания, которые помогают преподавателям и ученикам Skyeng максимально быстро достигать целей обучения и не терять интерес в процессе.

1. Фокус на коммуникативные компетенции, а не просто на язык

С точки зрения методики английский язык давно перестал быть просто набором четырех навыков: аудирования, чтения, письма и говорения. Международные стандарты CEFR и GSE уже два десятка лет популяризируют сложную, но гораздо более практичную систему, по которой язык — это комплекс сложных лингвистических компетенций и коммуникативных навыков и стратегий. 

Благодаря таким обновлениям появляется необходимость обучать учеников не только продуктивным и рецептивным навыкам, но и навыкам взаимодействия и медиации и разным коммуникативным стратегиям.

Современные методики преподавания
Источник: декскрипторам CEFR

Например, нужно учить стратегии медиации новых концепций — это связывание новой и уже известной информации, адаптирование своей речи и превращение сложной информации в более простую. В традиционном уроке на говорение эти навыки никогда не будут развиваться прицельно, но именно они будут нужны ученикам, которые используют английский в реальной жизни и общаются с другими не-носителями языка. 

2. Разнообразные упражнения для развития sub-skills

Второй прием вытекает из первого — для развития непривычных навыков и поднавыков, которые отражают принципы современных способов коммуникации, требуются специфические и разнообразные упражнения.

И преподаватели, и ученики привыкли к рутинным заданиям, которые направлены на развитие четырех видов речевой деятельности в целом. И когда задания вроде “listen and discuss”, “read and choose true/false” или “read and answer the questions” повторяются из урока в урок, возникают две большие проблемы:

  1. уроки становятся скучными и предсказуемыми — действия ученика и преподавателя на уроке одинаковые, меняются только тексты или аудио, само наполнение урока в глубину не прорабатывается;
  2. sub-skills, или поднавыкам, уделяется так мало внимания, что они развиваются скорее случайно, уровень не растет несмотря на постоянную практику, пробелы в знаниях накапливаются.

Так, например, ученикам часто сложно понимать речь на слух, и на уроках они жалуются: «Речь слишком быстрая», «Не могу разобрать, что говорят люди» или «Ничего непонятно из-за сильного акцента». В попытках решить проблему преподаватели увеличивают количество заданий на аудирование типа «послушай и ответь на вопросы».

Но за такими сложностями часто скрывается отсутствие прицельной работы над sub-skills, из которых и складывается развитие навыка аудирования: от самых простых навыков распознавания звуков (phonological skills) до многокомпонентных навыков делать догадки на основе услышанного (inferential skills). Простое задание “listen and discuss the questions” не поможет развить ни первое, ни второе.

Что точно стоит попробовать с учениками:

  1. Guess the Gibberish или Mad Gab для развития phonological и systactic listening sub-skills;
  2. Imitation или shadowing для развития разных linguistic competences;
  3. What’s going on in this picture? (The Learning Network, New York Times) для развития критического мышления и даже навыков медиации;
  4. Jigsaw Reading для отработки навыков понимания структуры текста;
  5. технику 4-3-2 для тренировки speaking fluency;
  6. написание одного и того же текста от лица разных авторов или под разные места публикации для практики работы с разными регистрами и стилями текста.

Подробно писали в статье Как правильно работать над говорением

3. Развитие soft skills параллельно с языковыми навыками

Когда в обучении языку фокус смещается с простого овладения языковыми единицами на успешную коммуникацию, становится не менее важным обучать учеников другим компонентам успешной коммуникации, то есть soft skills. Простой пример: ученик прекрасно владеет высокоуровневой грамматикой и лексикой, но при этом не заботится о том, чтобы собеседник его понял. В таком случае, коммуникация будет провалена — либо собеседник не поймут и прекратят разговор, либо не сделает то, что ученик ожидает. 

В уроки важно включать разные материалы и задания, которые помогут развивать такие навыки, как active listening, problem solving, public speaking, delivering a message clearly, negotiating и cultural awareness.

Для этого можно использовать:

  1. задания по формату case study, где ученику нужно разрешить сложную бытовую или профессиональную ситуацию. Такие задания особенно уместно вписываются в курс английского профессиональной направленности. Много кейсов для разных профессий есть здесь;
  2. материалы по дискуссионным или спорным темам, на основе которых ученику нужно будет проанализировать или сравнить разные точки зрения;
  3. материалы, описывающие разницу культур, с заданиями на нахождение и объяснение этой разницы;
  4. материалы в качестве примера успешного разрешения разных сложных коммуникативных ситуаций, где ученику нужно будет проанализировать, какие стратегии коммуникации использовали участники.

4. Современные формы контента

Уроки английского все больше обучают учеников не столько самому языку, сколько успешному взаимодействию с внешним миром на английском языке. Информация в уроках тоже должна менять свою форму контента на те, с которыми ученик взаимодействует каждый день:

  1. блоги, статьи, публикации из соцсетей;
  2. влоги, вебинары, трансляции Twitch, подкасты, Ted Talks;
  3. материалы из профессиональной сферы ученика — статьи, инструкции, профессиональная литература.

Материал не обязательно должен быть полностью аутентичным (преподавателям следует придерживаться правил легализации) или адаптированным.На платформе Skyeng материал часто подается в современных формах, с которыми ученики сталкиваются в реальной жизни,  — пост блоггера или комментарий к видео. Сама смена формы на более знакомую делает материал урока более практичным в глазах ученика. Примеры заданий с аутентичным материалом:

  1. для уровней пониже — составить рассказ на основе нескольких скриншотов из любимого фильма или сериала ученика, а потом сравнить описание ученика и синопсис фильма или серии на IMDB.com;
  2. для уровней повыше — сделать упражнение Imitation во время просмотра трансляции Twitch.

Сама смена формы на более знакомую и повсеместную делает материал урока более применимым и практичным в глазах ученика. Даже текст из учебника можно преподнести как пост блоггера или как статью в онлайн-издании. Такие уловки особенно актуальны в обучении подростков, где удовольствие от процесса обучения играет более важную роль, чем в обучении взрослых. 

5. Решение реальных жизненных задач на каждом уроке

Аутентичным должен быть не только input — информация, которую мы потребляем, но и output, информация, которую мы (и наши ученики тоже) воспроизводим, должно быть максимально практичным и напоминать то, что мы делаем с подобным контентом в реальной жизни. 

Никто из взрослых учеников в бытовой жизни не пишет эссе и сочинения, но много кто пишет посты в инстаграме, заметки в личном блоге или комментарии под видео на ютубе. 

Никто из учеников не отвечает на вопросы по содержанию видео — ученики смотрят видео и обсуждают его с друзьями.

Никто из учеников не читает текст и не делает задание по нему без привязки к цели чтения — они либо выполняют инструкции из текста, либо используют аргументы из текста в дискуссии, либо письменно оспаривают прочитанное.

Именно такие жизненные задания и помогут ученикам моментально увидеть пользу каждого урока, который напоминает реальную жизненную ситуацию, просто на другом языке. Поэтому каждый урок должен включать в себя хотя бы одно полноценное коммуникативное упражнение для реальной практики языка. 

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×