Что делать педагогу, который долгое время преподавал только детям, но хочет попробовать себя и в обучении взрослых? В этой статье я расскажу у пять принципах, которые помогают мне проводить уроки английского для взрослых. Вот они:

  • направляйте, а не контролируйте;
  • опирайтесь на жизненный опыт ученика;
  • все знания должны быть применимы в жизни;
  • отталкивайтесь от целей;
  • гибкость — ключ к сердцу ученика.

Принцип 1. Направляйте, а не контролируйте

Прежде чем согласиться на своего первого взрослого ученика, я много месяцев преподавала школьникам и подросткам. Их нужно постоянно мотивировать, воодушевлять, заинтересовывать и контролировать. Со взрослыми совсем по-другому. Взрослый студент, скорее всего, точно понимает, зачем ему нужен английский язык. Ваша задача — поддерживать мотивацию. Можно помочь взрослым студентам поставить промежуточные, быстро достижимые цели на пути к глобальным.

Кроме того, со взрослыми не нужно контролировать выполнение домашних заданий. Некоторые мои взрослые студенты настолько заняты рабочими делами, что просят не задавать им домашних работ. Это немного тормозит закрепление нового материала, но на уроках они не отвлекаются и охотно проходят и повторяют весь материал.

Ответственность за процесс обучения в уроках со взрослым лежит в равной степени на студенте, как и на преподавателе.

Принцип 2. Опирайтесь на жизненный опыт ученика

Взрослые студенты уже знают, что такое учеба. Они лучше понимают свои способности и умения. Например, кто-то легче воспринимает информацию, если делает записи, а кому-то легче запомнить объяснения учителя, рисуя на бумаге. Не старайтесь перевоспитать учеников или заставить учиться по системе, которая близка вам.

Кроме того, все взрослые студенты приходят на уроки с багажом знаний и жизненного опыта. Это бесценный ресурс, который способен обогатить ваши занятия. Устраивайте speaking clubs, просите делиться знаниями и опытом на английском и общайтесь внеклассных занятий.

Принцип 3. Все знания должны быть применимы в жизни

При работе со школьниками и подростками я ориентировалась на школьные учебники и программы. Но начав работать со взрослыми, я поняла, что программу нужно подбирать под каждого ученика, иначе он не увидит результата и потеряет желание заниматься.

Взрослые готовы изучать информацию, которую они смогут применить в реальной жизни. Знания должны облегчать определенные аспекты жизни — социальные, семейные, экономические.

Чтобы узнать, какие знания актуальны для вашего ученика, узнайте его получше: чем он занимается, кем работает, чем увлекается, как любит отдыхать, о чем говорит и чем интересуется. Стоит строить программу обучения вокруг того, что представляет для него ценность и интерес. Актуальные темы будут поддерживать интерес студента и вовлеченность в занятия.

Принцип 4. Отталкивайтесь от целей ученика

Дети часто не понимают, зачем учат язык. Взрослые же приходят на занятия, чтобы закрыть определенные задачи: в работе или личной жизни. Иногда задачей может быть просто отдохнуть, переключиться и держать мозг в тонусе.

Какой бы ни была цель, при работе со взрослыми нужно понимать, как каждый урок приближает ученика к его цели.

Я использую на занятиях трекер прогресса. Вместе со студентом мы формируем конкретную цель, например грамотно написать мотивационное письмо в международную компанию для трудоустройства, и ставим для нее срок. Затем мы разбиваем цель на задачи: от понимания грамматики до пополнения словарного запаса.

После каждого урока, я прописываю, каких успехов уже достиг ученик, что в фокусе нашего внимания на следующий раз и где на пути до цели мы сейчас находимся. Наглядно видя результат своей работы, ученики быстро достигают целей и ставят новые, горя желанием добиться нужного результата в короткие сроки.

Принцип 5. Гибкость — ключ к сердцу студента

После работы с детьми, где у меня всегда были очень четкие, даже железные часы работы, сначала было сложно адаптироваться под взрослых. При работе со взрослыми гибкость просто необходима: у учеников может измениться распорядок дня, появиться сверхурочная работа, произойти что-то чрезвычайное дома или на работе или случиться отпуск, о котором они забудут предупредить.

Также у вас может внезапно поменяться формат урока: вы готовились изучать новое грамматическое правило, выбирали тесты, готовили письменные упражнения — а студент подключается на урок из машины, в которой находится за рулем. Конечно, демонстрировать экран и отвлекать его от дороги уже нельзя. И здесь нужна гибкость: вы можете предложить позаниматься в другое время или провести урок в другом формате. Например, можно провести урок на speaking или разыграть ситуацию, где вы будете читать ему отрывки из книг и журналов на английском, меняя скорость и интонации, а после задавать вопросы.

Проявляя гибкость, не позволяйте нарушать свои границы. Например, мне пришлось предупредить всех своих взрослых студентов, что в определенные дни я не работаю и меня не стоит беспокоить.

Эти пять простых принципов помогают мне вот уже два года успешно проводить уроки английского со взрослыми студентами. Моей самой старшей ученице 62 года и она делает прекрасные успехи в изучении английского. Напишите, пожалуйста, в комментариях, какие принципы помогают вам проводить успешные уроки, и какая возрастная категория — ваша любимая.

Комментарии (4)
  • Фото аватара
    Наталья

    Всё то, что написала автор статьи, для меня не новость:) Да, эти принципы — главное в обучении взрослых ( не только английскому). Хочу добавить, что попадаются немотивированные взрослые:) Вроде как и хотят говорить по-английски, но не понимают, что нужно вкладывать свой труд, время, а иногда и деньги;) Так они всю жизнь и остаются на уровне «coffee, please»:)

    10.11.2021
  • Фото аватара
    Яна

    Моя возрастная категория разнообразная. Большую часть жизни я работаю со взрослыми, но когда устаю и мне хочется креатива, я беру детей. В последнее время я работаю со школьниками от 12 лет и взрослыми. Самый взрослый ученик из моего опыта 70.

    09.11.2021
    • Фото аватара

      Очень интересно. Яна, напишите нам статью о вашем опыте, мы уверены, это было бы интересно многим.

      10.11.2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×