«Лучшего расписания у меня не было!» Как я преподавала английский в китайском детском саду

Сейчас, работая в самых комфортных условиях — дома и онлайн — я и представить не могу, что когда-то было по-другому. Но факт: до пандемии я полтора года преподавала английский в китайском детском саду. Опыт непростой, но невероятно ценный. После него я стала чувствовать себя в профессии уверенно и решила развиваться как учитель. А еще радовали зарплата и расписание.

Как я попала в Китай

Вакансий учителя агнглийского в Китае очень много, поэтому найти работу несложно. Есть три главных источника вакансий:

  • специальные сайты, например Teacher Record, где можно создать резюме и искать вакансии по всем провинциям и откликаться на них;
  • группы в Фейсбуке, например Teaching Jobs In China, где представители школ ищут преподавателей и оставляют свои контакты;
  • китайская социальная сеть WeChat — самый главный ресурс для поиска работы. Там можно добавляться в друзья, переписываться, делиться моментами, фото и видео. В аккаунтах CJOBSDAILY, GICexpat, EnglishTeacher публикуются подборки с предложениями работы.

Я нашла работу через знакомую — она поделилась контактами агента. Агенты выступают посредниками между школами и учителями. Даже если знакомого агента у вас нет, контакты легко найти в WeChat.

Иногда российские агенты берут с преподавателя деньги за трудоустройство. Мне кажется, это не совсем честно — ведь они и так получают вознаграждение от школы за поиск учителей. Китайские агенты так не делают.

Агент организовал для меня собеседование с моей будущей начальницей, американкой Рэйчел. После него я подписала контракт на год. Весь процесс занял пару дней.

А получить визу оказалось сложнее. По идее, получить рабочую визу преподавателя английского могут граждане США, Канады, Австралии или другой англоговорящей страны. Для граждан других стран могут сделать исключение, если у заявителя есть профильное образование, диплом из англоязычный страны и сертификат TESOL, TEFL или CELTA.

Мне повезло, потому что по образованию я преподаватель английского. Но все равно пришлось повозиться. Диплом российского вуза, к примеру, нужно было не просто перевести и нотариально заверить, но и легализовать в консульстве КНР, а это долго и дорого. Я делала это через компанию. В целом подготовка документов заняла около двух недель, а весь процесс получения визы — примерно месяц.

Сейчас из-за пандемии выдачу виз периодически останавливают. Актуальные правила лучше уточнять в посольстве, у агента или у работодателя.

Как я преподавала английский в китайском детском саду
Изучаем геометрические фигуры с группой 3–4 лет. Я называю цвет и фигуру: “A yellow circle”,—  а ученица должна взять нужную фигуру с подноса и прилепить ее нужное место в таблице

Обязанности и расписание

Я работала в одном из детских садов сети PKU College в городе Харбин. Мой сад был небольшой — всего семь групп и чуть больше ста учеников.

В китайских детских садах есть два типа групп: китайские и международные. Работа преподавателя английского в них сильно различается.

  • В международной группе преподаватель английского становится воспитателем. Наравне с другими воспитателями он в течение всего дня находится с детьми — но общается с ними по-английски. Также он проводит уроки английского, науки, чтения, музыки, математики.
  • В китайской группе обязанности преподавателя ограничиваются проведением урока: пришел, позанимался с детьми и ушел. Уроки проходят каждый день.

В моем детском саду не было международных групп, только китайские. Я вела уроки английского в каждой из них; моим ученикам было от двух до шести лет.

Мой рабочий день начинался в 7:30, но не с урока: сначала нужно было встретить детей. Вместе с другими учителями я стояла в холле на первом этаже, улыбалась с и говорила Good morning!, когда дети заходили в школу.

С 8:30 до 11:30 я проводила три урока, потом у меня был обед до 14:00 и еще четыре урока после него. В 17:00 я, довольный человек, шла домой. И лучше расписания я пока не знаю!

Уроки длились 30–40 минут в зависимости от возраста учеников. В каждом классе было от 10 до 25 человек, что для Китая совсем не много. Уставала ли я при этом? Очень. С малышами работать непросто, в статье Как удержать внимание большой группы малышей я делилась работающими методами, но иногда на уроках творился хаос. Особенно с группой двухлеток: они часто плакали и звали маму.

Иногда мои маленькие ученики были самыми большими умничками, и на уроках творилось волшебство: материал усваивался, игры проходили на ура — все шло по плану.

Настроение учеников зависело буквально от всего: стоял ли урок перед или после обеда, какая на улице погода. Однажды выпал первый снег и всё — малышню было не отлепить от окна. Пришлось встать рядом и изучать погоду вместе: It’s snowing, it’s not sunny.

Во время обеда я чаще всего писала планы уроков, которые каждую неделю отправляла в главный офис в Пекине.

Кроме проведения уроков и оформления документов я готовила активности на праздники: День благодарения, Хэллоуин, Рождество. Проводила викторины с вопросами по типу:

  • What are the symbols of Christmas? 
  • What do children wear on Halloween?
  • What do people eat on Thanksgiving?

Еще мы с детьми готовили выступления и показывали их родителям. Так как у меня было семь классов, чаще всего я шла по самому простому пути и учила с детьми песни. Затем они в красивых костюмах пели их на празднике. Кроме классической Jingle Bells, я узнала о таких, как When Santa Got Stuck Up the Chimney, Rudolph the Red Nosed Reindeer и Thanksgiving Song.

Как я преподавала английский в китайском детском саду
Отмечаем Хеллоуин, один из любимых праздников как детей, так и родителей в Китае. Все приходят в костюмах, чтобы повеселиться и получить конфеты

Учебная программа в китайском детском саду

Я считаю, что мне очень повезло, и учебная программа в моем детском саду была классная. Она назвалась AMFA Kids, ее разработали специально для этой сети детских садов американские и китайские методисты школы.

Программа включает восемь уровней лексико-грамматических заданий, один уровень рассчитан на один семестр. Перечисляю лишь некоторые из них:

  1. Цвета, цифры до 10, геометрические фигуры, эмоции, в классе, части лица, погода, действия.
  2. Цифры до 20, мое тело, комнаты в доме, питомцы, животные в зоопарке и на ферме, транспорт, еда, столовые приборы, профессии, праздники.
  3. Что мы делаем утром, днем, вечером и ночью, дни недели, времена года, части тела, геометрические фигуры, одежда, семья.
  4. В музее, на пляже, на кухне, места в городе, насекомые, любимые фрукты, расширенная семья.
  5. Месяцы, даты, путешествия, части машины, спорт, во дворе, поход в горы, занятия после школы, двигайся, как животные, травмы и экстренные службы.
  6. Время, хобби, в парке развлечений, готовка, здоровье, что внутри тела, солнечная система.
  7. Что ты делал вчера, в центре города, будущее, динозавры, сладости, цирк, что тонет, а что плывет, любовь, День Земли, направления, в аэропорту.
  8. Страны и их традиции: Канада, США, Бразилия, Южная Африка, Испания, Италия, Россия, Таиланд, Китай.

Обучение чтению также происходило по уровням: сначала алфавит и звуки каждой буквы, затем звуки в начале и конце слова, затем слоги, короткие и длинные звуки, твердые и мягкие, «молчаливые» буквы.

У нас были учебники и рабочие тетради с упражнениями и стикерами. Но маленьким детям работать с учебниками сложно — и мы чаще играли в подвижные игры с флэш-картами, что-то мастерили, ставили эксперименты. Такие активности я старалась включать в каждую тему.

На одном из уроков мы мастерили животных из цветной бумаги и пластилина и проговаривали все на английском: glue, fold, paste, cut, colour. Читали истории, например Goldilocks and the Three Bears, учились распознавать звуки животных, что они едят, а что нет.

Преимущество работы в Китае

Главным преимуществом для меня была зарплата. В Китае она зависит от опыта преподавателя, умения преподнести себя на собеседовании, статуса школы. Но в среднем зарплаты начинаются от $1700.

Еще один большой плюс — предоставление квартиры или дополнительной суммы на ее съем.

Еще мне нравились экскурсии: с детьми я побывала и на молочной фабрике, и в местном винограднике, мы даже бургеры в KFC готовили. Было весело!

Как я преподавала английский в китайском детском саду
На винограднике вместе с детьми я собирала виноград, который затем можно было взвесить и купить

Минусы преподавания в Китае

Самый большой минус — неоплачиваемые каникулы. Но так бывает не всегда, все зависит от условий контракта.

Еще бывает сложно сработаться с китайцами, договариваться и находить общий язык, особенно когда в твоей школе по-английски кроме директора никто и не говорит. Иногда моим лучшим другом был переводчик в телефоне.

Мой самый главный урок

Все дети разные — кто-то учится быстрее, а кто-то медленнее. Одному нравятся подвижные игры, а другому — нет. Запоминает слова с помощью карточек или с помощью песен. Задача преподавателя, когда он работает с группой, учитывать интересы всех и позволять детям учиться в своем темпе.

Жить и работать в другой стране — сложно. Но это много дает: прокачивает не только профессиональные скилы, но и личностные. Помогает понять, чего ты в жизни хочешь, а чего нет.

Если честно, обратно я бы не вернулась даже за большие деньги — просто потому что я уже все это пережила и готова двигаться дальше. Но если вдруг вы хотите испытать себя как преподавателя, заработать денег, возможно, влюбиться в новую страну, найти друзей, то такое путешествие поможет достичь ваших целей.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×