Как помочь ученику догнать школьную программу. Пошаговый план

Почему после 10 лет изучения выпускники не знают английский язык? Одна из причин — отставание от программы. Задача догнать школьную программу вполне выполнима и для ученика, и для преподавателя. Профессиональная работа позволит не только помочь исправить оценки в школе, но и приобрести благодарного и мотивированного ученика.

Как преподавателю-репетитору найти и решить проблемы школьника, расскажет преподаватель Татьяна Тюменцева.

1. Определите цели

Уточняем рубеж, который будем догонять, — год обучения ученика и школьную программу. Существует неофициальная шкала соответствия классов общеобразовательных российских школ уровням CEFR (общеевропейской системы оценки знания иностранных языков).

Она выглядит так:

  • 2 класс — Pre A1 Starters (Starter);
  • 3 и 4 классы — A1 Movers, A2 Flyers (A1 Beginner);
  • 5 класс — A2 Elementary;
  • 6 и 7 классы — Pre-B1 Pre-Intermediate (ВПР 7 класс);
  • 8 и 9 класс — B1 Intermediate (ОГЭ по выбору 9 класс, во ФГОС указан как базовый уровень владения языком);
  • 10 и 11 классы — B2 Upper-Intermediate (ЕГЭ по выбору 11 класс или ВПР 11 класс).

Помимо ОГЭ и ЕГЭ существуют всероссийские проверочные работы (ВПР). В отличие от экзаменов по иностранным языкам, ВПР являются обязательными. Они проводятся в седьмом и одиннадцатом классах школы. В одиннадцатом классе проверочная работа по иностранному языку проводится, если ученик не выбрал этот предмет для сдачи ЕГЭ.

Если вы догоняете школьную программу с учеником седьмого или одиннадцатого класса, который не выбрал иностранный язык для ОГЭ или ЕГЭ, ориентируйтесь на материалы ВПР. Их можно посмотреть на сайте vpr-ege.ru.

Программы всех остальных классов также определяются ФГОС, но могут варьироваться в разных учебно-методических комплексах. Поэтому на этом этапе важно уточнить, по какому УМК занимается ребенок.

Существуют учебно-методические комплексы, рекомендованные для школ с углубленным изучением иностранного языка. В таких учебниках материал объемнее и сложнее, а значит — заниматься придется интенсивнее. В частности, УМК Starlight или его версия для московских школ City Stars ориентирован именно на школы с углубленным изучением английского языка.

2. Оцените знания ученика

Определите уровень ученика — с какого стартового рубежа будем догонять. Здесь подойдет любой тест, определяющий уровень владения языком, например тест от Skyeng.

Уточните, насколько у ребенка сформированы навыки аудирования, чтения, письма и говорения, а также знание грамматических конструкций и словарный запас.

3. Запланируйте примерные сроки работы с учеником

Уточняем, что не усвоено ребенком, и определяем, в какие сроки реально наверстать упущенное. Важно помнить, что на срок влияет не только объем материала, но и скорость, с которой ребенок может его усваивать. Очевидно, что родитель и ученик заинтересованы в том, чтобы восполнить недостающие знания как можно скорее, поэтому важно дать им обратную связь и определить ориентировочный срок.

4. Разработайте план

Стратегия занятий будет зависеть от срока, который мы определили.

Если родитель ученика осознает, что восполнение знаний займет много времени, и не ставит задачу срочно улучшить оценки в школе, выберите учебно-методический комплекс, соответствующий интересам и знаниям ученика. Так вы сможете комплексно работать над улучшением всех навыков, расширять словарный запас и отрабатывать грамматические правила.

Разбирайте сложные для ученика школьные домашние задания — но это не должно занимать большую часть урока. В противном случае мы так и будем без конца подстилать соломку, и ученик никогда не научится работать самостоятельно.

Если необходимо улучшить оценки в короткие сроки или подготовить к контрольной или ВПР, то в первую очередь отрабатывайте материал, который будет проверяться в школе. Акценты сделайте на том, что можно быстро выучить:

  1. Отрабатывайте лексику в упражнениях и словарных играх. Например: упражнения на заполнение пропусков, работа с карточками, вопросы о личном опыте ученика, а также электронные карточки в Quizlet. Ориентируйтесь на материалы учебника или требования к ВПР.
  2. Разбирайте грамматические правила, которые ребенок может усвоить в короткие сроки, в частности, множественное число существительных, степени сравнения прилагательных, исчисляемые и неисчисляемые существительные, видо-временная форма глагола Present Simple.

Опирайтесь на список грамматических тем из школьного учебника. Полезными для усвоения грамматики будут коммуникативные задания на основе личного опыта. Такие задания в комплексе с упражнениями на новую лексику помогут усвоить материал быстрее.

  1. Тренируйте разные навыки работы с текстом: просмотровое чтение (reading for gist), поисковое чтение (reading for specific information). Хорошо работа с текстами организована в учебном пособии Gateway, также очень удобно работать с навыком чтения, используя ресурсы British Council для подростков.
  2. Навык аудирования крайне сложно улучшить быстро, это нужно обязательно объяснить ученику. Но последовательные занятия помогут развить умение слушать и понимать иностранную речь.

Аудирование прогрессирует быстро, если ученик самостоятельно много слушает или смотрит на иностранном языке. Составьте ученику подборку в соответствии с его интересами и уровнем, с которой он мог бы работать самостоятельно. Почитайте по теме Градирование языка и использование русского языка на уроках английского

  1. Если в контрольной работе или ВПР, к которым необходимо подготовиться в короткие сроки, будут отдельно проверяться продуктивные навыки (говорение и письмо), выучите с ребенком речевые клише по требуемым темам.

Помогут такие задания:

  • задания типа «закончи предложение», где началом предложения будет речевое клише;
  • игровые задания: покрути колесо и составь предложение, используя клише. Можно составить такие задания на интернет-ресурсе Wordwall;
  • описание картинок сначала с опорными словами и фразами, а потом — без них.

Поговорите с родителями о том, что занятия должны проходить как можно чаще и ученик должен много заниматься самостоятельно.

Какая бы ни стояла задача, отрабатывайте с учеником материал в той же последовательности, в которой он дается в школе. Это значительно усилит эффект от занятий и поможет ребенку ориентироваться в том, что происходит на уроках.

5. Следите за прогрессом и изменениями

  • Следите за успеваемостью ученика в школе, анализируйте его успехи и неудачи. Догоняя школьную программу, ребенок, как правило, мотивирован на оценки в школе, а не на знание иностранного языка. Поэтому важно делать акцент на том, как прогрессирует его навык владения языком.
  • Давайте обратную связь ученику на каждом уроке. До этого предложите ему самостоятельно оценить, что он узнал нового и в каких навыках продвинулся на занятии. Если ученик сам не отметил свои достижения, назовите их. Постепенно ребенок научится правильно подводить итоги.
  • Обращайте внимание на то, как улучшились его навыки работы с текстом. Возможно, сегодня он справился с заданием на True/False, которое ранее вызывало трудности, или научился находить ключевые слова в тексте. 
  • Отметьте, как улучшился его навык аудирования: предложите сравнить, какие тексты он слушал и не всегда понимал в начале обучения и что получается сейчас.
  • Важно давать обратную связь родителям. Если до начала обучения вы провели тест с учеником, покажите родителям прогресс по всем речевым навыкам, а также расскажите, как будете работать с навыками, которые еще пока не достигли требуемого уровня.

Вам может быть интересно Как оценить свои разработанные материалы к уроку: 5 критериев

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×