От доброжелательной атмосферы на работе зависит продуктивность и профессиональный успех. Если вам сложно уживаться с коллегами, то и рабочая атмосфера будет давящей, а эмоциональное выгорание не заставит себя ждать. Давайте разберем, как лучше строить общение в учительском коллективе.

Установите хорошие отношения с руководством

Правильно выстроенные отношения с руководством способствуют не только продвижению по карьерной лестнице, но и эмоциональной стабильности.

  1. Приходите к руководителям за советом, особенно если вы не справляетесь с классом и администрация школы действительно может вам помочь.
  2. Приветствуйте с улыбкой, общайтесь всегда вежливо.
  3. Предупреждайте заранее о ситуациях, которые могут повлиять на работу. Например, сообщите о декрете, чтобы директор подобрал вам замену.
  4. Старайтесь пойти навстречу, если вам это удобно. Например, помочь с организацией праздника, даже если это не ваша обязанность.
  5. Участвуйте в корпоративных праздниках: так вы пообщаетесь в неформальной обстановке с завучами и наладите с ними контакт.

Статья по теме: 6 советов о том, как построить отношения с директором школы

Будьте готовы к критике

В любом коллективе рано или поздно появляется критика. Сохраняйте спокойствие и не раздражайтесь, оцените важность: кем приходится вам этот человек? Проанализируйте критику, если она исходит от человека, с которым вас связывают постоянные отношения: сосредоточьтесь на том, какую пользу можно извлечь.

Психотерапевт Светлана Кривцова рассказала об универсальных ответах на несправедливую критику:

  1. Согласитесь: «Да, такое впечатление может сложиться». Так вы покажете, что критикующий не знает всей правды и судит поверхностно.
  2. Задайте уточняющие вопросы: «Вы не следите за дисциплиной в классе» — «Вы имеете в виду не делаю замечания ученикам или не вызываю родителей в школу?». Такой прием помогает переключить внимание на того, кто высказал вам замечание.
  3. В случае, если на вас повышают голос, скажите: «Я очень серьезно отношусь к вашим словам, мне будет проще вас понять, если вы будете говорить немножко потише».

Относитесь к коллегам без неприязни

Даже если многие из них вам не нравятся, постарайтесь оставаться доброжелательными и сохранять уважение. Не критикуйте, не осуждайте и не обесценивайте.

Давайте положительный фидбек коллегам:

  1. Отмечайте, что видите затраченные усилия и понимаете их ценность: «Понимаю, как тебе пришлось потрудиться, чтобы в классе не было ни одной тройки».
  2. От души делайте комплименты как внешности, так и профессиональным достижениям.
  3. Избегайте общих слов, подкрепляйте похвалу примерами.
  4. Используйте активное слушание, чтобы уменьшить напряжение в общении.

Решайте конфликты цивилизованно

Психолог и коуч ICU Лариса Новицкая рекомендует разобраться в причинах конфликта и решать их, следуя советам психологов:

  1. Во время разговора настройтесь на собеседника и ощутите себя на его месте.
  2. Выслушайте собеседника, дав ему выговориться.
  3. Не переходя на личность, прямо скажите, какое впечатление на вас оказывают слова собеседника.
  4. Показывайте уважение к коллеге.
  5. Указывайте на общую цель и старайтесь найти компромисс.

Я рекомендую позвать медиатора — человека, который беспристрастно выслушает обе стороны. Он поможет им понять друг друга, задавая уточняющие вопросы.

Если в вашем коллективе есть токсичные люди или манипуляторы, лучшее, что можно сделать — отвечать, но не реагировать. Сложное правило, но очень эффективное. Не игнорируйте негатив, но высказывайте свое мнение спокойно и беспристрастно.

Статья по теме: Конфликты между учителями в школе

Не участвуйте в сплетнях и интригах коллектива

Иногда так приятно поговорить о сложностях других, чтобы лучше понять, как хорошо на своем месте. Но подумайте: человеку, которого вы обсуждаете было бы неприятно об этом узнать. Также люди, которые сплетничают сегодня с вами, скорее всего завтра будут сплетничать с другими о вас. Лучше оставаться вне интриг.

Видео о том, как относиться к сплетням о вас:

Хотим также поделиться подборкой книг, которые помогут глубже погрузиться в тему.

Must-read для здоровых коммуникаций

Авторы: Эл Свитцлер, Рон Макмиллан, Джозеф Гренни, Керри Паттерсон.

Из этой книги вы узнаете, как разговаривать с коллегами и руководством, которое не настроено на конструктивный и экологичный диалог. Если вам сложно работать в коллективе, вы быстро устаете и часто чувствуете себя подавленным и загнанным из-за общения с коллегами, эта книга поможет разобраться.

Автор: Маршалл Розенберг.

Эта книга — как курс психотерапии с хорошим психологом: вы научитесь искусству общения с токсичными людьми, не применяя психологического насилия ни к другим, ни к себе.

Автор: Карен Прайор.

Эта книга расскажет, как правильно позиционировать себя в обществе, добиваться поставленных целей, пользоваться уважением и быть авторитетом для коллег. В ней описаны техники, помогающие воспитать в себе качества, необходимые для карьерного роста и успешной работы.

Чаще всего причиной обрушившейся  критики и злости являетесь не вы. Понимание этого поможет защитить психику и самооценку. Особенно этому стоит научиться, если вы еще молодой специалист. Кто-то может отнестись к вам грубо не потому что вы сделали что-то не так, а потому что у человека не сложился день. Не расстраивайтесь — с вами все в порядке.

Почитайте также советы и напутствия коллег в статье Правила выживания в школе: советы молодым учителям

Поделитесь в комментариях, какое правило помогает вам сохранять спокойствие и позитивный настрой в коллективе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×