Как работать с навыками письма у взрослых, которым не нужно писать школьные эссе

Взрослым ученикам не нужно писать школьные эссе, но навыки письма они используют каждый день: пишут рабочие документы, запросы в официальные организации, сообщения в мессенджерах, личные заметки. Знаете ли вы, как обучать таким типам письма прямо на уроке? В статье подробно я разберу разные виды письма и дам план урока, который легко адаптировать под каждый из них.

Что включают в себя навыки письма

Если вы когда-то готовили учеников к ОГЭ и ЕГЭ, то наверняка замечали, что упор при написании эссе делается на соблюдении формы письма. Это важный, но далеко не единственный поднавык письма. Работать нужно еще вот над чем:

  • правописание и пунктуация;
  • соблюдение порядка слов и правил грамматики;
  • использование средств связи (cohesive devices);
  • соблюдение согласованности текста и логики повествования;
  • навык писать быстро, особенно если это живое общение (например, переписка в мессенджерах);
  • понятность почерка, если пишем от руки.

Нельзя работать над всеми поднавыками сразу — нужно понять, какие наиболее соответствуют языковой цели ученика и развивать в первую очередь их.. Дальше разберем, какое бывает письмо, как выстраивать урок и как подбирать задания в зависимости от того, над чем хотим работать.

Что мы пишем? Современные типы письма

Чтобы понять, как — и главное, зачем — развивать навык письма, необходимо разобраться, какие письма бывают. Для обозначения типов письма в зависимости от цели в академической среде используют термин modes of discourse (rhetorical modes).

Таких modes обычно выделяют четыре:

Навыки письма у взрослых, которым не нужно писать эссе

В зависимости от того, с каким типом письма ученик сталкивается чаще, нужно подбирать темы и упражнения для развития письма на уроке.

Структура урока на письмо

Есть два основных подхода к организации урока на письмо:

  • product approach, когда весь урок мы строим вокруг образца текста — учитель дает задание, ученик пишет с опорой на образец и потом сдает написанное на проверку;
  • process approach, когда весь урок мы разбираем стадии написания текста — ученик и преподаватель вместе формулируют тему и основные идеи, подбирают уместную лексику и грамматику и вместе готовят черновик текста.

Process approach кажется мне более удачным, потому что он помогает осознанно изучить нужные языковые инструменты, поэкспериментировать с черновиком и уже после всех экспериментов написать финальную работу.

Урок по процесс approach будет выглядеть так:

Навыки письма у взрослых, которым не нужно писать эссе

Такой план отлично адаптируется под разные типы письма.

Про игру grammar networks читайте в статье Как разрабатывать нестандартные упражнения на грамматику

Например, ученик — проджект-менеджер в международной компании, ему часто приходится решать сложные ситуации в рабочей переписке. Хотим поработать над persuasive writing.

Урок можно построить так:

  1. Разминка и введение. Проводим small talk, делаем короткое введение в тему.
  2. Pre-writing. 
    • Обсуждаем тему, вспоминаем проблемную ситуацию, которую ученику приходилось решать письменно. Например, нужно было согласовать срок разработки функции в мобильном приложении.
    • Обсуждаем, какие инструменты языка нужно знать, чтобы уметь писать убедительно: использование inclusive language, описание статистики, аргументация мнения.
  3. In-writing. Ученик набрасывает структуру сообщения и идеи, при помощи преподавателя формулирует предложения. Если позволяет время, то можно разыграть ситуацию с перепиской прямо на уроке, а затем проанализировать, использование каких фраз помогло выполнить коммуникативную задачу.
  4. Post-writing. Ученик оценивает написанное, исправляет ошибки, при помощи преподавателя находит слабые места, дорабатывает написанное.
  5. Итоги урока. Обсуждаем, что получилось хорошо, а что не очень, над чем еще поработать.

Еще один пример: ученик недавно вернулся из поездки и хочет написать пост о поездке для личного блога. Хотим поработать над descriptive writing.

Урок можно построить так:

  1. Разминка и введение. Проводим small talk, делаем короткое введение в тему.
  2. Pre-writing. 
    • Обсуждаем тему — впечатления о поездке, о чем хотелось бы рассказать.
    • Обсуждаем, какие инструменты языка нужно знать, чтобы написать пост. Изучаем подходящие метафоры, emotive language и другие подходящие по теме средства описания.
  3. In-writing. Ученик пишет черновик поста, обозначает структуру и идеи. Вместе с преподавателем добавляет детали, дописывает пост до конца.
  4. Post-writing. Ученик оценивает написанное, исправляет ошибки, при помощи преподавателя находит слабые места, дорабатывает написанное.
  5. Итоги урока. Обсуждаем, что получилось хорошо, а что не очень, над чем еще поработать.

Обучать письму на английском языке можно и нужно, при этом важно помогать с письмом прямо на уроке. Можно делать упор на разные аспекты и форматы письма, чтобы ученику было не только полезно, но и нескучно.

А вы знали, что в Skyeng можно преподавать от 12 часов в неделю? Мы предоставляем готовые материалы уроков, интерактивную платформу с автоматической проверкой д/з и полную методическую поддержку. Попробуйте удаленное преподавание с комфортом!

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×