Почему ученики забывают пройденный материал и как им помочь

Приходилось ли вам заново объяснять ученикам тему, которую вы разбирали недавно? Это вызывает разные эмоции: от непонимания до раздражения из-за того, что ученик никак не может запомнить простую информацию. Одна из причин забывания  — то, как построена программа. В этой статье я помогу определить и решить проблемы в организации материала.

Почему ученики забывают изученное?

Основные причины того, что мы не можем что-то вспомнить:

  • информация, которую мы пытались запомнить, не отложилась в нашей долгосрочной памяти, то есть со временем забыли нужное;
  • мы никак не можем извлечь информацию, которая есть в нашей долгосрочной памяти: мы точно знаем, что изучали, но что-то мешает ее вспомнить.

В какой форме материал преподносится

Швейцарский психолог Жан Пиаже в рамках теории интеллекта описал два когнитивных процесса, которые напрямую влияют на то, как новая информация откладывается в нашей памяти.

Ассимиляция новой информации на уроке

Если новая информация непонятна, то ее сложно присоединить к знаниям ученика.

Понятность будет заключаться:

  • в отсутствии сложной терминологии и излишних деталей;
  • в намеренном упрощении сложных вещей так, чтобы не упоминать то, что ученик еще не изучал.

Пример с объяснением разницы между Present Simple и Past Perfect уже стал чем-то вроде преподавательской байки — ученики редко запоминают разницу. Часто проблема именно в объяснениях без привязки к практике.

Учеников нужно сначала научить видеть законченные и незаконченные действия, и только потом подчеркивать для них разницу во временах — это упростит понимание.

Объяснить различия можно по-разному. Если мы несколько уроков подряд будем зачитывать грамматические правила из учебника без отработки в конкретных ситуациях, то оно снова забудется. А если привести яркие примеры и помочь ему самому сформулировать правило — различия запомнятся.

При обучении грамматике или лексике через индуктивный подход сначала необходимо задать контекст. Это можно сделать через:

  • текст или аудио на тему урока;
  • картинку с описанием ситуации;
  • примеры из жизни ученика или преподавателя.

После чтения или аудирования подчеркните в тексте новые грамматические структуры или лексику, чтобы вместе с учеником проанализировать, как правильно выбрать их форму.

Аккомодация изученного материала

Если мы изучаем что-то кардинально новое и сложное, то мы должны подготовить почву для запоминания.

Например, если мы хотим, чтобы ученик запомнил исключения из правил (например, формы неправильных глаголов или употребление will после if в косвенной речи), то нельзя просто дать ему список и ожидать, что он все запомнит. Рассмотрите ситуации, в которых эти исключения понадобятся, объясните, почему правило не работает, и только потом их отрабатывайте.

Часто в учебниках список слов с неправильным множественным числом включает oxen, geese и men. Каждое слово или группу слов желательно рассматривать в рамках изучаемой темы: oxen и geese — животные, men — описания людей.

Насколько полную информацию мы даем

Что значит знать слово или грамматическую конструкцию? Достаточно ли выучить определение слова из словаря?

Если на уроке вы дадите лишь определения или перевод новых слов, то ученики не смогут уверенно использовать их в речи. В лучшем случае они узнают лексику на письме, потому что будут знакомы с письменной формой. Без активного применения новое знание не перейдет в долгосрочную память, и через неделю ученики забудут слова.

Поэтому для запоминания новой лексики недостаточно просто сказать, что она значит.

Например, если вы хотите, чтобы ученик научился распознавать ключевые слова урока на слух и сам начал употреблять их в речи, то до прослушивания нужно:

  • разобрать значение слов;
  • разобрать коллокации и фразы с новыми словами, которые встретятся в аудио;
  • разработать произношение новых слов внутри фраз, чтобы учесть искажения звуков под влиянием connected speech. Причем проработать произношение нужно не только продуктивно (как правильно произносить), но и рецептивно — как слова звучат в речи.

Читайте по теме: Как разрабатывать нестандартные упражнения на грамматику

Как материал связывается с тем, что мы уже знаем

В психологии известна trace theory, которая объясняет, что новое знание в момент присоединения к имеющемуся знанию оставляет за собой след . Если этот след короткий, то извлекать информацию из памяти будет легче.

Чтобы укоротить след в памяти, объясните ученику, как новая информация связана с имеющейся.

Плохой пример — мнемоника. Конечно, для отдельных слов абсурдные и веселые фразы помогут запомнить сложное слово, но они удлиняют след. Ученику сначала придется запомнить список связанной лексики.

Хороший пример — упражнения на уже известные ученику синонимы и коллокации. Помогают упражнения по типу word networks или collocation grids. Например, если мы на уроке проходим тему extreme weather conditions, то можно построить word network на основе ассоциаций ученика со словами blizzard или hurricane. Так слова запомнятся гораздо лучше, нежели при заучивании списком.

Насколько одна информация похожа на другую

Как часто ваши ученики путают произношение слов science и since? A desert и dessert? Diary и dairy? Несмотря на то, что эти пары слов часто тяжело представить стоящими рядом в одном предложении, преподаются они как раз в парах с комментарием: «Не путать!».

Еще одна теория в психологии, которая напрямую связана с забыванием — это interference theory. В соответствии с этой теорией, забывание происходит, когда две единицы информации очень похожи друг на друга. Чем сильнее сходство, тем тяжелее запомнить разницу. В примерах выше очень похожие произношение и письменная форма слов.

Получается, когда мы упоминаем правила или примеры, с которыми важно не спутать новый материал, мы ухудшаем запоминание, так как включается interference.

Например:

  1. Зачем мы преподаем все три типа условных предложений и сравниваем их все между собой, если общее у них — только структура, а контекст, правила использования и значения кардинально разнятся?
  2. Зачем мы постоянно проводим параллели между теми же Present Perfect и Past Simple, если они обозначают абсолютно разные действия?
  3. Зачем мы включаем в тему урока на Personalities похожие друг на друга прилагательных вроде sensitive, sensible, sincere, если в речи мы никогда не будем использовать столько прилагательных в одном предложении?

Похожим вещам удобно обучать, но в такие моменты мы редко думаем о том, что мы усложняем для ученика запоминание. Не стоит проводить параллели там, где они не требуются.

Как часто материал используется

Чем реже мы повторяем информацию, тем скорее она забудется. Этот вывод можно сделать на основе кривой забывания (кривой Эббингауза), которая показывает, что уже через час после изучения чего-то нового мы забудем 60% материала.

Чтобы бороться с кривой забывания, важно повторять информацию через промежутки времени — проводить интервальное повторение.

Но язык — это комплексный навык, а не просто объем информации, который нужно запомнить. Поэтому нельзя утверждать, что интервальное повторение отдельных слов, например, в мобильном приложении Skyeng, заменит занятия. Языком необходимо пользоваться: общаться с людьми, смотреть фильмы или сериалы, читать на английском, чтобы навыки не ослабевали.

Чтобы обмануть кривую забывания, нужно регулярно проводить повторение хотя бы в одной из форм:

  • проводить тесты, контрольные работы и экзамены;
  • проводить уроки на повторение или revision lessons в конце темы или юнита;
  • повторять отдельные темы, немного дополняя и видоизменяя материал;
  • включать рецептивное (пассивное) повторение, когда изученная лексика и грамматика встречается в аудировании или чтении через несколько уроков.

Еще одно решение — заниматься чаще. В статье Как интенсивность занятий влияет на результат? мы уже писали, что минимальное количество уроков иностранного языка в неделю — два раза. Конечно, можно частично компенсировать недостающее занятие самостоятельной работой, но заниматься с преподавателем — лучше.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×