Подростки без энтузиазма обсуждают Future career на уроках английского. Некоторым ребятам скучно, другим  — тревожно: с выбором они еще не определились. В текстах учебников не учитываются российские реалии, поэтому учителям приходится самим адаптировать материал.

В этой статье разберем, как сделать так, чтобы ученики обсуждали эту тему с интересом.

Три этапа адаптации темы “Future career”:

1. Оцените материалы
2. Персонализируйте
3. Отработайте на практике

1. Оцените материалы

Прежде чем начинать юнит о future career, критически оцените материалы. Учитывайте:

  • Актуальность. Хорошо, если в аудировании рассказывают об удаленной работе, а в списке профессий упоминают робототехников, киберследователей и игропрактиков.
  • Практическое применение. Подросткам нужно то, что они смогут использовать в настоящем времени, а не через пять – семь лет. Свежий взгляд на тему — это, например, обсудить навыки XXI века, которые пригодятся и в учебе, и в любой профессии: творческое и критическое мышление, умение работать в команде и достигать результата.
  • Культурный контекст. Если вы знаете, что студенты-подростки хотят работать за границей или в международной компании, обсудите с ними, как проходят интервью в известных фирмах или как общаться с коллегами из других стран. Если в планах учеба и работа в России, материалы учебника придется адаптировать или заменить.

2. Персонализируйте

Персонализировать — это не только обсудить вопрос “What do you want to do after you graduate?” Поговорите об интересах и сильных сторонах подростков. Это придаст уверенности и поможет справиться с тревогой. Если выбор еще не сделан, предложите пройти Career test. Для учеников высокого уровня подойдет Free Career Test for Students Online, для начальных или средних уровней — тест с картинками.

Если подростки уже знают, чем хотят заниматься в будущем — соберите портфолио.

 Включите в него:

  • информацию о профессии: преимущества и недостатки, обязанности;
  • список необходимых навыков и умений;
  • российские и зарубежные компании, в которых можно работать;
  • вопросы, которые могут задать на интервью.

А что делать, если ученики вообще не хотят ничего выбирать, а предпочитают только проводить время в инстаграме* и тиктоке? Тогда соберите информацию о специалистах, которые работают в социальных сетях. Например, узнайте, чем занимаются SMM-менеджеры и такая ли профессия блогера легкая и приятная, какой кажется на первый взгляд.

3. Отработайте на практике

Практические задания помогут потренировать не только лексику и грамматику, но и навыки самопрезентации, делового общения и критического мышления. Собрали несколько примеров таких заданий.

Интервью

Предложите подросткам выбрать интересную профессию или профессиональную область. Обсудите вместе, какие качества нужны потенциальному кандидату. 

Распределите профессии так, чтобы каждому досталась чужая. В качестве домашнего задания попросите найти и выбрать в интернете пять-шесть популярных вопросов для интервью в этой области. Например, для IT-интервью можно выбрать следующие:

  • Why are you looking for a job in IT?
  • What’s a new programme or technology you recently worked with? How did you learn it?
  • Tell me about a time you helped someone with technology.
  • Are you ready to work remotely? What skills or characteristics make someone an effective remote worker?

На следующем занятии проведите ролевую игру между интервьюерами и кандидатами. Если урок онлайн, тем лучше: формат Zoom-интервью сейчас популярен.

Читать по теме: Мой опыт подготовки студента к собеседованию

Speed interview

Это еще одна разновидность интервью, которая хорошо подойдет для средних и больших групп. Разделите подростков на мини-группы из трех человек. Назначьте роли: наблюдатель, кандидат и интервьюер. Выдайте интервьюеру список вопросов, а наблюдателю — специальный чек-лист для оценки, например, такой:

Future career: коллекция упражнений для обучения подростков
example from “WHEN I GROW UP. Career Lessons and Activities for Grades 9-12” by Workforce Solutions

Поставьте таймер на три минуты и начните интервью. После первого раунда студенты меняются ролями.

Elevator pitch

Дословный перевод elevator pitch — это «презентация в лифте». Пусть ученик представит, что едет в лифте с потенциальным работодателем. Ему нужно эффектно рассказать о себе за 40–60 секунд. Все, что он может использовать, — это правильно выстроенные фразы, жесты и обаяние.

Такой навык самопрезентации наверняка пригодится подросткам задолго до первого настоящего интервью: при переходе в новую школу или презентации блога в соцсетях. Вот пример речи:

Hi, my name is Andrew and I’m a final year student at Moscow State University. I’m studying Applied Mathematics and Programming. I am interested in IT as a possible career path. I enjoy programming in my free time. I know Java and Python, and I am currently learning Go. My other hobbies include robotics and AI. I’m focused and responsible, which makes it easy for me to plan my working routine and meet deadlines on time. The last project I did for my university was a social network for volunteers.

Social media pit stop

Для выполнения этого задания понадобятся навыки критического мышления и анализа. Сначала обсудите с подростками, влияют ли наши профили в социальных сетях на учебу и карьеру (спойлер — еще как!). После этого предложите оценить их собственный профиль и проанализировать 10 или 15 последних постов. За каждый пост определенной тематики можно заработать или потерять баллы:

Future career: коллекция упражнений для обучения подростков

После подсчета баллов обсудите результаты.

6 and more: Your social media presence is perfect — keep actively managing your public perception!

3 to 5: Nothing criminal so far. You mostly share good news and create a positive image.

0 to 2: While you share good info about yourself, some things look compromising.

-1 to -3: The bad outweighs the good! Your overall perception looks negative. Clean up!

-4 to -7: You share too many things that can harm your future career.

-8 and less: You share literally everything. One day, it can work against you and ruin your career or study.

Future career — это тема не только о том, чем заниматься в будущем. В нее входит много аспектов: что я делаю уже сейчас, как сделать верный выбор, какие навыки мне нужны и как быть успешным. Надеемся, что эта статья поможет пробудить интерес ваших учеников к разговорам о работе.

Читайте также:

*Instagram принадлежит компании Meta Platforms Inc., деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×