Без материалов: как построить разговорный урок вокруг картинки

Урок английского вокруг картинки? Да, трудно представить урок иностранного языка без учебников, распечаток и интерактивных материалов. Но что если взять только одну картинку и построить по ней целый урок, который будет продуктивным и позволит ученику говорить 90% времени занятия?

Урок по картинкам — странная придумка или полезный элемент программы?

Мы привыкли, что существует две формы передачи информации — устная и письменная. Однако с ростом технологий и развитием соцсетей во всех сферах жизни можно выделить еще одну форму, которая их объединяет — мультимодальную. Она отражает, как мы взаимодействуем с разными источниками информации в жизни.

Например, когда мы читаем посты в социальных сетях, часть содержания текста мы узнаем из картинок уже заранее, до чтения. Когда смотрим фильм, то визуальная часть помогает нам понять то, что было сказано. 

Без визуальной грамотности нам становится сложнее понимать мультимодальную информацию, как на родном, так и на иностранном языке, и уместно на нее реагировать.

Поэтому урок только по картинкам — это не странная придумка. Он поможет ученикам развить навык визуальной грамотности и сэкономит учителю время на подготовку к занятиям.

Как построить урок по одной картинке

Урок по картинке содержит в себе только одну или несколько картинок или фотографий. Преподаватель по ним задает ученику вопросы. Это общая схема, к которой можно добавлять упражнения для проработки нужных аспектов языка — вспомнить лексику через ассоциации, отработать грамматику через описание происходящего, потренировать произношение или даже дискурс, если ученик не просто описывает картинку, а рассказывает историю.

Деятели в сфере визуальной грамотности Margaret Callow и Frank Serefani предложили модель взаимодействия с визуальным материалом, которая состоит из трех условных уровней:

  • affective или perceptual — о том, какие эмоции или ассоциации картинка вызывает у смотрящего и почему;
  • compositional или structural — о том, из каких элементов состоит изображение, что на нем есть, что есть за рамкой изображения;
  • critial или ideological — о том, какой смысл несет в себе картинка, почему кто-то сделал это фото или нарисовал картинку, в рамках какого социального контекста может происходить то, что изображено.

Примеры вопросов можно прочитать в статье от Cambridge о visual literacy.

Преподавателей сначала пугает то, что в качестве материалов для урока только одна картинка и нескольких вопросов.

Чтобы обсуждение действительно вышло продуктивным и чтобы у вас получилось помочь ученику проанализировать материал на трех уровнях, картинку нужно подбирать с глубоким смыслом. 

Если иллюстрация немногозначна и не имеет социального подтекста, то ее можно использовать в качестве разминки для угадывания темы. Например, по фотографии зимнего пейзажа можно сделать введение в тему урока о погоде, зимних праздниках, каникулах, но полноценный урок вокруг нее построить сложно. 

Если картинка имеет сложный социальный подтекст или иллюстрирует историческое событие — это идеальный выбор для целого урока. 

Опыт преподавателей Skyeng по созданию уроков по картинкам

Тренерский центр TTC в Skyeng  проводил воркшоп для преподавателей английского по созданию уроков по картинкам. Среди визуальных материалов, которые подобрали преподаватели,  запомнились следующие:

  1. Черный квадрат Малевича — на уроке предлагалось подискутировать о смысле, который художник вкладывал в произведение, а также — социальном контексте времени, когда создавалась картина.
  2. Картины Иеронима Босха — на уроке предлагалось провести анализ ребусов, которые художник загадал в своих произведениях. Помимо репродукции точно понадобится краткая историческая справка о художнике, а саму картину нужно подбирать аккуратно. Этот вариант подойдет только для взрослых учеников, любящих искусство, но выбор интересный.
  3. Черно-белый портрет большой семьи — на уроке предлагалось подискутировать о форме семьи как ячейки общества в прошлом и сейчас, о nuclear и extended families, семейных ценностях. 
  4. Фотография воздушных шаров в Каппадокии, Турция. На уроке предлагалось поговорить о знаковых туристических местах, роли географии места в туристическом потенциале страны, потренироваться в описании ландшафтов.
  5. Фотография широкой городской улицы в час пик — урок предлагалось построить на обсуждении того, как сформировать комфортную городскую среду, почему популярные меры развития общественного транспорта и борьбы с пробками редко оказываются эффективны.

Такие уроки можно адаптировать под любой уровень знаний. Почти весь урок ученик будет продуктивно говорить: описывать, объяснять, аргументировать свое мнение.

Схема урока есть, а где искать картинки?

Картинки для свободного использования можно искать на бесплатных стоках, но мы выбрали три, которыми сами часто пользуемся при создании уроков по картинкам: 

Если вы ищете картинки на других сайтах, то обращайте внимание на лицензию использования, чтобы не нарушить авторское право. 

Напишите в комментариях, готовы ли вы провести урок только по одной картинке?

Другие полезные материалы:

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×