Как проводить уроки внеклассного чтения на английском языке

Детей либо не усадить за чтение, либо не оторвать от книг — такой я сделала вывод после бесед с моими учениками. Как же привить детям любовь к книгам с помощью английского? Одна из возможностей — это уроки внеклассного чтения на английском языке.

Если цель таких уроков на русском языке — сформировать у ребенка интерес к книгам, желание и умение их осознанно выбирать, осмысленно читать, то на английском она расширяется. Чтение иностранной литературы:

  • развивает речь;
  • обучает межкультурной коммуникации;
  • помогает работать с лексико-грамматическими навыками.

Когда начинать уроки внеклассного чтения

Конечно, чтобы уроки были успешными и интересными, а цели достигались, ученики должны хорошо и бегло читать, обладать базой слов и конструкций, достаточной для понимания текста. Обычно в девять-десять лет дети, которые целенаправленно занимаются английским, могут читать и развивать comprehension текста.

Структура урока чтения — это классическая схема работы с текстом:

  1. Предтекстовый этап — вступительная беседа к чтению.
  2. Текстовый этап — прослушивание и чтение произведения или фрагмента вслух.
  3. Послетекстовый этап — заключительная беседа и задания.

Предтекстовый этап

На этом этапе преподаватель знакомит учеников с выбранной книгой, историей, фрагментом. Начинать нужно с названия и автора. Рассмотрите книгу, ее обложку, иллюстрации с героями. Все это можно оформить в виде презентации. Позвольте детям предположить, о чем будет идти речь, что будут делать герои, с какими испытаниями столкнутся и как с ними справятся. Используйте иллюстрации для опоры.

Разговор об авторе может показаться сложным и ненужным, но рассказать о нем необходимо — за книгой стоит человек. Для детей лучше сделать не сухую подборку фактов из биографии, а выбрать самое интересное. Например, рассказать о том, как автор придумал свою книгу.

Также познакомьте детей с лексикой из произведения, сделайте выборку слов, с пониманием которых могут возникнуть проблемы. Проработайте их — составьте задание на совмещение или заполнение пропусков.

Текстовый этап

Преподаватель может сам прочитать ученикам отрывок или целое произведение вслух, если оно небольшое. Еще один прекрасный вариант — включить аудиокнигу с эффектами и музыкой, так чтобы дети слушали и следили по тексту. Некоторые преподаватели против аудио- или видеосопровождения к книге, но я считаю, что профессиональная запись, сделанная носителем языка, будет полезна для произношения.

После ученики могут прочитать отрывок еще раз сами или вслух по ролям.

Послетекстовый этап

Именно на этом этапе ученики учатся работать с полученной информацией, анализировать, выражать свое мнение о прочитанной истории. Задания могут быть самыми разнообразными, но лучший вариант — творческие игры. Например вот эти:

True / False

Это одно из лучших упражнений, чтобы проверить, как хорошо ученик понял историю. Напишите несколько фактов о ней. Они могут правдивыми или нет. Дети любят находить ошибки и исправлять их, особенно если они забавные.

Order the events

Опишите хронологию событий отрывка или всего произведения и перемешайте предложения. Ученикам позвольте расставить их по порядку. Также можно соединять отрывки истории с иллюстрациями.

Who said it?

Если в истории есть диалоги, запоминающиеся фразы, поговорки, выпишите их и предложите детям распределить по персонажам.

Projects

Творческие задания помогают ребенку понять свое отношение к произведению, развить образное мышление и пробудить любовь к книгам. Главное, что неправильно сделанного задания здесь точно не может быть, а любое мнение — ценно.

  • Сочинение. Это самая классическая форма выражения мнения. Но она требует хорошей подготовки. Тему нужно сформулировать интересно, а также учитывать, что детям сложно писать объемные тексты.
  • Отзыв. Его написать проще, так как он короче. Дети могут почувствовать себя советчиками и решить, стоит ли другим читать эту книгу. С подростками можно придумывать комментарии, как к постам в интернете. Затем еще оформить из комментариев постер и повесить его в классе.
  • Аннотация. Не самый простой жанр для детей, но он научит выделять главное и пересказывать истории.
  • Рисунок. Он может сопровождать как предыдущие пункты, так и быть самостоятельной работой. Также можно попросить учеников нарисовать серию иллюстраций с короткими подписями.
  • Пересказ истории от лица персонажа. Это задание может быть очень интересным, если в рассказе есть яркие второстепенные персонажи. Задание позволит посмотреть на историю под другим углом, а детское безграничное воображение поможет повеселиться на уроке.

Что почитать на уроках с детьми

При составлении списка чтения рекомендую обратиться к зарубежной классике, приключенческим историям, сказкам и рассказам. В числе моих фаворитов следующие произведения:

  1. The Adventures of Tom Sawyer by Mark Twain
  2. The Life and Adventures of Robinson Crusoe by Daniel Defoe
  3. The Jungle Book by Joseph Rudyard Kipling
  4. Through the Looking-Glass, and What Alice Found There and Alice’s Adventures in Wonderland by Lewis Carroll
  5. Gulliver’s Travels by Jonathan Swift
  6. Grimms’ Fairy Tales
  7. Cinderella by Richard Harding Davis
  8. The Wonderful Wizard of Oz by Lyman Frank Baum
  9. Treasure Island by Robert Louis Stevenson
  10. A Christmas Carol by Charles Dickens
  11. Around the World in 80 Days by Jules Verne

Найти эти произведения, а также аудиокниги к ним можно на сайте Букмейт. Например, вот A Journey to the Centre of the Earth by Jules Verne, нажимаете «читать» и переходите к тексту. Однако истории на сайте — оригиналы, их не адаптировали к чтению не носители языка, поэтому важно ввести блокирующую лексику на предтекстовом этапе. Также на уроке вы определенно не сможете поработать со всем произведением, поэтому нужно выбрать определенный фрагмент или главу.

Подберите видео с историями на канале Little Fox — Kids Songs and Stories. Например, The Adventures of Tom Sawyer:

Для удобства оно разделено на эпизоды, а в первом — информация об авторе и краткий обзор истории.

Разрешите детям выбирать произведения для внеклассного чтения из предложенного вами списка. К их мнению стоит прислушиваться и при обсуждении книг. Тогда уроки чтения станут местом, где можно говорить о литературе на английском, где учат размышлять и любить книги.

Читайте также: Когда чтение вслух на уроках с детьми уместно и полезно?

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×