14.01.2022
2007
0

«Всегда отвлекается»: как бережно удержать внимание ученика

Английский язык для детей — это, прежде всего, про игру и общение. Маленьким ученикам трудно фокусироваться на занятии, поэтому рано или поздно урок с малышом прерывается рассказом на русском о любимом персонаже мультика. Или — о новой игрушке, которую заодно нужно принести и показать в камеру учителю. Или — о пробегавшей мимо кошке…

Как лучше поступить в такой ситуации преподавателю? Можно ли прервать ученика или это отобьет интерес к учебе? Своим опытом и советами делится преподаватель Skyeng Татьяна Тюменцева.

Подождать, пока ребенок выговорится

— What is your favourite colour?

— Blue. А вообще-то мой любимый цвет голубой, как у акулы, мне на день рождения тётя подарила, я ее вам сейчас покажу! А еще мне подарили мячик, но им мой младший братишка играет… А на следующий день рождения я хочу планшет, мама обещала мне его купить. Ой, смотрите, это моя кошка Буся! Буся, иди сюда!

С такой ситуацией сталкиваются преподаватели и дошколят, и младших школьников. Ребята привыкают к учителю, принимают его за близкого человека и начинают доверять ему самое дорогое и важное — пусть и нарушая дисциплину. Если прервать ребенка сразу, он может сильно разочароваться и решить, что вам с ним неинтересно. 

Постарайтесь внимательно выслушать ребенка, насколько позволяет время урока. Похвалите его на английском языке: Oh, that’s amazing!, Your cat is really beautiful!, чтобы вернуть ученика в нужную языковую среду. По моему опыту, дети обращают внимание на эти естественные реплики и даже запоминают слова педагога.

Сколько времени выделить на то, чтобы ребенок поговорил о своем? Если вы занимаетесь один на один, то можно не прерывать ребенка до 30 секунд или даже до минуты, если он делится чем-то сокровенным. Но на групповом занятии это время нужно сократить до 10 секунд.

Мягко прервать вопросом

Если ребенок продолжает рассказывать о чем-то отвлеченном, начните говорить вместе с ним: Ok, my dear, that’s really great! Thanks for sharing! Let’s continue our lesson. Do you see the next picture?

Для того, чтобы тактично прервать увлекшегося ребенка, задайте ему вопрос. Услышав вопросительную интонацию, многие дети понимают, что их просят вернуться к уроку, и легко переключаются на нужный материал.

С ребятами дошкольного возраста очень помогает новое интересное задание: видео, новая яркая картинка или игрушка (или карточка) в руках педагога.

Look, what we have here!

Ребенок переключится на интересное и начнет слушать педагога.

Попросить использовать английский

Полезный прием — попросить ученика продолжить по-английски, если уровень знания языка это позволяет: That’s great! Speak English, please!

В моей практике трое ребят, которых я просила продолжить по-английски, со временем привыкли рассказывать о своих новостях на иностранном языке. На первом этапе я им помогала подобрать лексику, мы записали и выучили слова, которые они хотели использовать: toy shark, Japanese language, tablet.

Разговор на отвлеченные темы на уроке со временем перерос в языковую практику. Со временем ребенок привыкает говорить на занятии только на английском языке.

Увеличить темп урока

В большинстве случаев ребенок отвлекается, если темп урока замедлился. Некоторые дети плохо концентрируются, быстро устают, и их внимание переключается. Задача педагога, когда ребенок начинает утомляться, — изменить вид работы.

Например, спросить: What is your favourite pet? Ok, and look! Who is that? Yes, it’s Rapunzel. What is her favourite pet? And what is Mermaid’s favourite pet? And now look here! Let’s listen and sing the song. 

Со временем ребенку проще станет удерживать произвольное внимание, и необходимость так часто менять вид работы отпадет. А пока что увлечь ученика вам помогут интересные ему игры и темы. Урок станет интереснее, если вы будете задавать вопросы от лица героя любимого мультфильма. Придумайте заготовки для каждого ребенка: кто-то быстро вернется к уроку, чтобы посмотреть на любимую принцессу, кто-то обрадуется супергерою или динозавру.

Например, если ребенок отвлекается, когда мы изучаем тему Body parts, я показываю фиксиков. Почти все дети любят этот мультфильм, поэтому улыбаются и внимательно меня слушают. 

I have got blue eyes, blue hair and blue legs. Who am I?, — спрашиваю я. You’re right! I am Nolik! Now it’s your turn!

В помощь несколько полезных материалов
Красочные worksheets:
Furniture (worksheet for kids)
My day (worksheet for kids)
Mickey Mouse’s birthday (worksheet for kids)
Анимированные задания:
Present Simple vs Present Continuous (online exercises for kids)

Другой простой способ переключить внимание ребенка — это показать картинку, часть которой закрыта карточкой. Предложите отгадать, кто на ней спрятался.

Например: — I can climb very well and jump very high. Who am I?

Если ребенок не назовет правильно вариант сразу, уберите один из квадратов — такую заготовку для онлайн-урока легко сделать в PowerPoint с помощью функции анимации, а в режиме демонстрации экрана уберите один из квадратов.

Предложить интересную альтернативу

Порой лучший вариант — просто сказать ученику о том, что домашний питомец или игрушки отвлекают от урока, и попросить их убрать. Но в этом случае важно предложить что-то взамен. Я часто провожу эти две игры:

1. Please — аналог игры Simon says

— Please, take away your beautiful toy and stand up, please. Now, please, jump. Now, please, jump and clap. Now, please, turn around.

Правила игры: ребенок должен выполнить вместе со мной движение, которое я называю и показываю, только если он слышит вежливое please.

2. What’s missing?

Правила игры: просим детей посмотреть на несколько предметов, назвать их и постараться запомнить. После этого произносим волшебные слова: — One, two, three! Close your eyes! Ребенок должен закрыть глаза. Затем учитель убирает один предмет, малыш открывает глаза. Он должен назвать предмет, который пропал. 

Обычно я прошу ребенка не прекратить разговор, а отложить его до конца урока — и обязательно возвращаюсь к этому после занятия. 

Я всегда стараюсь сохранить доверие ученика, ценю все, чем со мной хотят поделиться. Но достичь цели урока для меня не менее важно, поэтому занятие всегда проходит по моим правилам — а для ребенка это остается игрой.

+ Бонус

Также вам может быть интересна запись прямого эфира с психологом онлайн-школы Родином Жуковым. Какие бывают границы в отношениях с учеником, как поступать в ситуациях, которые ставят в тупик — Роман делится опытом, собранным с десятков тысяч уроков большой онлайн-школы.

А вы знали, что в Skyeng можно преподавать от 12 часов в неделю? Мы предоставляем готовые материалы уроков, интерактивную платформу с автоматической проверкой д/з и полную методическую поддержку. Попробуйте удаленное преподавание с комфортом! Переходите по ссылке: Skyeng

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×