«‎А так можно сказать по-английски?» — часто спрашивают студенты. Для того чтобы научить говорить, как носитель языка, используйте базы данных (корпусы). Давайте попробуем разобраться, как внедрить реальный язык в ваши уроки и начать работу с лексикой английского языка по этому методу уже сегодня.

Корпусная лингвистика — это одно из самых молодых направлений лингвистики, и изучает она корпуса — базы текстов из различных источников, письменных и устных. На их основе составляют словари, например Oxford Learner’s Dictionary.

💡 Подробнее о разных видах корпусов вы можете прочитать в статье: Корпусы текстов в преподавании английского языка: функции и инструменты

А это мои любимые базы:

Как использовать корпусы для изучения лексики английского языка? Я поделюсь с вами моим опытом работы с базами слов на уроке.

Популярное заблуждение, что корпус может применяться только с высокими уровнями. Но вы можете использовать базы текстов с учениками от уровня A2 и любого возраста: отличаться будут только типы заданий и степень самостоятельности ученика.

Инструкция по применению языковых баз данных (Corpus)

В своей практике я использую корпус по нескольким направлениям:

  1. Проверка сочетаемости слов и поиск коллокаций. Если вы работаете по лексическому подходу, то знаете, что необходимо понимать, как ведет себя слово, в каких отношениях находится с другими словами. Ваши студенты, особенно высоких уровней, также могут проверять свои сочинения и говорение по корпусу.
  2. Выполнение заданий на основе корпуса на уроке.

💡 Статья из цикла публикаций о корпусах текстов: Discovery learning с использованием корпуса текстов на занятиях по английскому языку

Задания, которые вы сможете использовать с любой лексикой

1. Сравните синонимы

Моим студентам нравится выяснять, какой из синонимов употребляется чаще и как их сочетать. Например, слова small и tiny. Предложите ученикам заполнить таблицу:

Find the difference between ‘tell’ and ‘speak’ using the corpus. Fill in the table with examples and formulate the rule.

Лексика английского языка: корпусная лингвистика

2. Сравните положительное и отрицательное значения слова

Важно, чтобы студенты понимали значение слова и верно использовали контекст, поэтому предложите задания такого типа:

Find out whether the word ‘beautiful’ is used in a positive or a negative context.

Предложите ученикам заполнить таблицу:

Лексика английского языка: корпусная лингвистика

Вы можете сравнивать любые слова. Это задание подходит для работы и в классе, и дома.

3. Найдите примеры в корпусе к новой лексике

После изучения нескольких слов предложите студентам с помощью корпуса найти и записать пять выражений с ним. Для повышения мотивации проводите задание в группах на скорость. 

Следующий шаг — составить предложения с этими выражениями или придумать рассказ. Чтобы облегчить студентам поиск идей, заранее подготовьте картинку и предложите придумать по ней небольшую историю. Пример картинки:

Лексика английского языка: изучаем метод корпусной лингвистики

4. Проверьте сочинение

Студенты смогут проверить свои письменные работы, используя корпус: предложите им подчеркнуть в тексте те слова, в которых они сомневались. Их задача ー подтвердить, что слова можно сочетать так, как они сделали в сочинении.

5. Посмотрите сочетаемость слов в аутентичном тексте

Маленькие ученики пока не могут использовать корпус слов. Но он пригодится учителю, чтобы отобрать лексику для урока или проверить ее сочетаемость.

Роль корпуса на уроках с детьми могут выполнять комментарии на сайте LearnEnglish Teens: изучающие английский и носители языка часто делятся информацией по различным темам. Попросите ученика найти, с чем сочетается определенное слово в сообщении. 

Я работаю по следующему алгоритму:

  • Предложите студентам прочитать комментарий.
  • Спросите, согласны ли они с мнением или нет, и почему.
  • Напишите на доске три – пять ключевых слов, которые встречаются в комментарии. Задача студентов 一 найти, как данные слова сочетаются в тексте. 

Пример работы с комментариями:

New Year on British Council — статья об отношении подростков к Новому году, в комментариях обсуждаются новогодние традиции. В качестве ключевых слов предложите следующий список: make, stay, watch, save, study. Напишите получившиеся коллокации на доске и попросите студентов оставить комментарии на сайте, используя данные, которые они нашли.

Это будет подготовительной работой по использованию корпуса в более старшем возрасте.

6. Составьте свой корпус

Одной из идей для проекта может стать составление собственного корпуса. Особенно это понравится подросткам. 

Вы можете использовать такой план проекта:

  1. Создайте сайт проекта с помощью конструкторов сайтов. В рамках изучения темы Technologies вы сможете обсудить, как создать сайт, какие будут разделы и почему.
  2. Предложите студентам выбрать 10 текстов, которые вы читали на уроках.
  3. Студенты делятся на группы и отбирают 10 слов, которые войдут в корпус.
  4. Они заносят в таблицу сочетания с выбранными словами.
  5. Ученики оформляют сайт с описанием тех, кому предназначен корпус.

Я ставлю перед собой дополнительную задачу показать студентам, насколько интересной может быть работа с языком. Возможно, они заинтересуются лингвистикой. Попробуйте добавить элементы data-based approach в уроки. Я уверена, что это сделает работу над лексикой еще эффективнее.

Интересное по теме: Использование современных технологий для пополнения словарного запаса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×