Рециркуляция лексики в рамках лексического подхода

Каждый раз — как в первый раз. Как часто преподаватели сталкиваются с тем, что студенты забывают изученную лексику? Ученик занимается только 2 раза в неделю, делает домашнюю работу накануне урока, и практически не использует английский в другое время. А ведь для запоминания слов их нужно повторять много раз, и в разных контекстах. Что делать преподавателю в такой непростой ситуации?

Рекомендую использовать рециркуляцию лексики — повторение слов на регулярной основе. Каждое занятие нужно создавать такие условия, чтобы у студента возникала потребность использовать ранее изученные слова.

Приглашаем преподавателей английского стать частью команды Skyeng. Подробности по ссылке!

1. Как организовать рециркуляцию лексики

В рамках лексического подхода студенты каждый урок узнают новые слова и структуры: из текста, аудио и фраз, в которых содержится изучаемая лексика и грамматические конструкции. Это огромный пласт материала, поэтому преподавателю необходимо продумать следующие аспекты:

  • Где будет храниться изученная лексика? Я использую для этой цели Quizlet: у сервиса много инструментов для работы с лексикой.
  • Как рециркуляция будет включена в домашнее задание? Важно, чтобы домашняя работа включала упражнения на повторение изученной лексики. 
  • В какие моменты урока добавлять рециркуляцию? Задания на повторение будут только во время разминки или на каждом этапе урока?

Рекомендую преподавателям ответить на эти вопросы самостоятельно. Именно так получится создать собственную систему рециркуляции.

2. Приемы рециркуляции на уроке с детьми 

Каждая новая тема, наполненная лексикой, неизбежно ведет к тому, что забывается все предыдущее. Важно на уроках с детьми возвращаться к уже изученной лексике, но предлагать другой контекст. Предлагаю, например, такой вариант.

Если вы уже изучили предметы мебели и предлоги, то каждый урок начинайте с небольшой разминки: поместите лексику прошлого урока на разную мебель (это легко сделать на доске Jamboard). Задача ученика — объяснить, что и где находится. Так можно рециркулировать лексику по теме еды, одежды, школьных принадлежностей, животных. Список не ограничен.

Если вы используете flashcards, то сможете сыграть в игру I like. Перемешайте карточки с несколькими темами (примерно 15-20 слов), переверните их белой стороной вверх и выберите персонажа. Теперь ученику нужно взять карточку и сказать, например, так: a cat likes a banana, a cat likes a bed, a cat likes green и так далее.

3. Приемы рециркуляции на уроке с подростками и взрослыми

Повторение слов на этапе разминки

Я люблю работать над изученной лексикой на этапе разминки. Мои любимые задания:

  • Yes, but… Составьте предложения с изученной лексикой (5-7 штук) на дискуссионную тему. Задача студента продолжить мысль, но начать комментарий с фразы Yes, but…
  • True/false. Составьте предложения о повседневной жизни с использованием изученных коллокаций. Некоторые части коллокаций закройте. Студент сначала восстанавливает утверждения, а затем говорит, какое из них для него правдиво и почему.
  • Alias. Подготовьте 8-10 выражений. Задача студента — объяснить их за 1 минуту.
  • Опишите картинку/цитату. Подготовьте картинку или цитату и 8-10 изученных коллокаций. Задача — описать картинку или выразить мнение, используя предложенную лексику.

Повторение на других этапах урока

Основной принцип состоит в том, что в каждую активность урока включаются задания с использованием изученных структур.

1. Этап lead-in (целеполагание)

Используем изученные выражения в новой ситуации.

Выберите 5-7 выражений из прошлого урока (или даже нескольких). В качестве lead-in к теме у вас будут вопросы с «сюрпризом». Студенту нужно заменить подчеркнутые выражения в этих вопросах изученными синонимами. Затем — попробовать определить тему урока.

2. Основной этап урока

После прослушивания текста или аудио попросите студента рассказать, о чем шла речь. Ему необходимо использовать лексику из прошлого урока (заранее отберите 10-12 выражений).

3. Заключительный этап

На данном этапе могут использоваться функциональные конструкции, например, для выражения своего мнения, описания эмоций, например, I had a blast today

4. Домашние задания

Я отбираю 8-10 выражений, помещаю их на слайд, а дальше вариантов заданий может быть целое множество:

  • напишите пост в социальных сетях;
  • запишите подкаст на 1 минуту;
  • опишите любую свою фотографию (из ресторана / на отдыхе);
  • составьте 3 правдивых и 2 ложных высказывания по теме.

Кстати, платформа Quizlet позволяет студенту закреплять лексику самостоятельно, используя  тесты и викторины. Обязательно воспользуйтесь этой функцией.

Рециркуляция ー увлекательный процесс. Важно, чтобы студенты понимали, что повторяют лексику. Я всегда после задания на повторение спрашиваю, было ли оно полезным, какие выражения было легко вспомнить, а какие быстро забылись.

Читайте также:

Skyeng ищет преподавателей английского. Обеспечим учениками по расписанию, которое вы составите сами. Узнать подробности и заполнить анкету можно по ссылке.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×