Как быть, если ученик забывает об уроках, часто опаздывает и пропускает

Чтобы преподавателю понять, как вести себя в такой ситуации, нужно прежде всего определить причины такого поведения ученика.

Причина первая: ученик устал

Это самая частая причина у учеников первых и вторых классов, а также у детей, которые первый год изучают иностранный язык. Ребенок не привык поддерживать интенсивный темп обучения, все 9 учебных месяцев, поэтому весной начинает вести себя пассивно, забывает о занятиях или даже пропускает их. Это может звучать удивительно, но второклассникам весенняя усталость тоже свойственна. Причина — дополнительные занятия, которые появляются у детей после первого года обучения.

Некоторые родители совершенно справедливо снижают нагрузку на своих первоклассников, но вот во втором классе добавляют к расписанию ребенка дополнительные занятия, считая, что он уже привык к интенсивному обучению. Такая проблема свойственна и более старшим ученикам.

Как помочь ученику?

Во-первых, необходимо снизить интенсивность изучения материала на уроках, добавить больше упражнений на повторение и обобщение изученного.

Если у вас по плану введение новой лексики, отработайте подготовленный материал не за один урок, а за два. Добавьте больше активных игр с новыми и изученными словами. Например:

  • Играйте в «What’s missing?». Предложите ребенку посмотреть на карточки с новыми словами, затем пусть он постарается запомнить их, а после закроет глаза. Пока ученик не видит, уберите одну карточку. Если проводите онлайн-урок, просто «закрасьте» одно изображение. Когда ученик откроет глаза, он должен назвать исчезнувшее изображение. Обязательно поменяйтесь ролями, дайте возможность ребенку «прятать» и от вас карточки тоже.
  • Добавьте «Point to». Предложите ученику показывать предметы (прикасаться пальцем или рукой), которые вы называете. Дайте ему возможность побегать по классу или комнате, показывая нужные предметы. Затем поменяйтесь ролями.
  • Рисуйте и раскрашивайте.
  • С учениками более высоких уровней играйте в «Ассоциации» или «Города».
«Ассоциации»: ребенок говорит ассоциацию на слово, которое называет педагог. Далее преподаватель отвечает своей ассоциацией. Например: chocolate – tasty – ice cream – banana – monkey — …

«Города»: ученику необходимо назвать слово, которое начинается на последнюю букву слова, произнесенного педагогом. Например: friendly – yellow – wonderful – little — …

Грамматический материал тоже вводите менее интенсивно: минимум два урока на отработку материала. Еще рекомендую добавлять больше занятий на повторение изученного. Будет полезно и интересно делать обобщающие уроки по разным темам. Например: 

  • Урок «Супергерои». Здесь можно повторить темы «Внешность и Характер», «Одежда», «Умения (глагол can)», повторить глаголы to be, to have. С учениками более высокого уровня — почитать комиксы. Сайт с комиксами в высоком качестве по ссылке.
  • Урок «Amazing animals». Здесь можно повторить названия животных и части тела (людей и животных), а также степени сравнения прилагательных.
  • Урок, посвященный конкретным фильмам, мультфильмам, книгам. Например, интересно проходит урок по фильмам и книгам «Хроники Нарнии», «Гарри Поттер», «Фиксики» и пр.

Больше о таких уроках читайте в статье Обобщающие уроки: игры для детей на повторение материала

Во-вторых, проводить WOW-уроки.

Уставшему ученику трудно удерживать внимание, поэтому уроки должны стать яркими. WOW-эффекта можно достигнуть если:

  • выбрать интересную ученику тему,
  • провести урок-квест,
  • добавить к уроку изготовление поделок, вот несколько интересных идей:
  • добавить чтение интересной ученику книги (по 1 странице / 1 главе каждый урок) или просмотр видео (фильма/записей видеоблоггера) и обсуждать/выполнять задания по материалу.

Интересное по теме:

В-третьих, при необходимости сократить количество занятий в неделю, если это возможно.

Если ребенок занимается иностранным языком дополнительно, не бойтесь предложить его родителям снизить интенсивность занятий. Это оправдано, если школьник занимается три и больше раз в неделю, а в течение одного или полутора месяцев он будет заниматься по два раза в неделю. Снижать интенсивность до одного раза в неделю очень рискованно, за этот период ребенок может забыть то, что было изучено ранее, соответственно продуктивность таких уроков резко упадет.

Поступая таким образом, мы даем ученику возможность отдохнуть и при этом не потерять достигнутый уровень. Если этого не сделать, есть риск, что усталость перейдет в переутомление, и тогда и ребенок и родители вряд ли захотят продолжать занятия.

Причина вторая: ученик не считает занятия важными для себя или потерял интерес

Такое часто происходит, если ученик не видит, чем изучаемый материал ему может быть полезен в будущем, не интересна тема или он не видит прогресс от занятий.

Как помочь ученику?

  1. На уроке нужно уделить больше внимания подведению итогов, попросить ученика рассказать, какого прогресса, по его мнению, он достиг за последние три занятия / три месяца / полгода или пр. Если ребенок затрудняется, подсказать на какие темы он теперь может говорить, какие тексты и аудиоматериалы были для него сложны вначале и какие он читает, слушает и понимает сейчас.
  2. Поменять тему. Например, дети и подростки очень любят тему «Еды» и «Путешествий». Также можно добавить элементы, интересные ученику. Ученик любит рисовать — рисуйте, любит решать кроссворды — решайте, любит детективы — проведите урок-квест.
  3. Показать ученику, как можно использовать знание иностранного языка. Например, пригласите ученика в разговорный клуб. Также здесь очень поможет просмотр видеоблогов сверстников ученика или любимого фильма. «Ты понимаешь, о чем они говорят? А хочешь понимать еще лучше? Давай  заниматься!».

Причина третья: ученик не умеет дисциплинировать себя

Отмечу сразу, такое бывает крайне редко. Обычно ребенок не пропускает занятия, если считает их значимыми и интересными. 

Как помочь ученику?

В этом случае можно мягко поговорить с ребенком и/или его родителями. Всем навыкам необходимо учиться, и навыку быть пунктуальным и ответственным тоже. Поверьте, через некоторое время ребенок научится помнить о важных для себя событиях и не будет пропускать или опаздывать.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×