20.04.2022
5381
0

План обучения разговорному английскому: разбор этапов и заданий

Как-то на уроке ученица спросила, помню ли я момент, когда обрела уверенность в разговорном английском? Я честно призналась, что нет. По иронии, чем ближе преподаватель на пути к language proficiency, тем сложнее бывает поставить себя на место ученика.

Но вопрос натолкнул меня на две мысли:

  1. Первая — некоторые ученики ждут момента «озарения», часто игнорируя small steps, которые затем превращаются в one giant step под названием «уверенный разговорный английский».
  2. Вторая — учащиеся убеждены, что им всегда чего-то не хватает: досконального знания таблицы неправильных глаголов, словарного запаса, уверенности в себе. Без этого они не видят смысла практиковать разговорную речь.

О том, как справиться с этими и другими возражениями, а также как выстроить план обучения разговорному английскому, читайте в статье. 

Этап 1: Awareness

Развитие навыка говорения начинается с заданий, которые на первый взгляд не имеют отношения к практике устной речи. Этот момент важно обсуждать с каждым учеником, а в особенности с теми, кто хочет научиться говорить за очень короткий срок. Запрос, например, может звучать так: «Я слышал(а), что заговорить на английском можно за неделю!»

Подготовьте ученика к тому, что на этапе awareness вы будете учиться замечать закономерности языка в разных ситуациях, чтобы постепенно пополнять собственную «копилку» повторяющихся слов и конструкций.

Как помочь ученику достичь цели как можно быстрее? Ответ — работать с разнообразным аудио- и видеоматериалом, фокусируясь на особенностях языка, которые соответствуют его уровню знания английского.

На примере учебника Solutions Pre-Intermediate (Third Edition), Student’s Book, в котором есть удобная рубрикация по навыкам, рассмотрим, что предлагается ученикам, а также возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться.

Коммуникативная цель урока на изображении — научиться обсуждать культурные события и принимать совместные решения в ходе обсуждения.

Задания в учебнике по ссылке на странице 38 (раздел 3G, speaking, reaching an agreement).

Задание с постерами

Может случиться, что ученики забыли или в принципе плохо ориентируются в жанрах или не интересуются кино, либо постеры, предложенные в учебнике, не информативны. Что предложить взамен?

  • Выбрать постеры реальных фильмов — так ученикам будет проще соотнести задание с реальной жизнью — и сопроводить их «облаком» из названий жанров на английском языке.
  • Заранее предложить выбрать один фильм и описать его с помощью нескольких прилагательных или кратко (и без спойлеров) сформулировать сюжет в одном-двух предложениях для других учеников. 
Важно: знакомство с блоком Speaking Strategy на этом этапе остается на усмотрение преподавателя. Если конечная цель — не отработка экзаменационных стратегий, и вы хотите сфокусироваться на других речевых особенностях, пропустите раздел и посвятите время работе с скриптом (подробнее об этом — ниже).

Работа с аудио и скриптом

Здесь она не заканчивается на таких активностях, как понимание ключевой идеи и деталей. Listening for gist and detail — активности популярные и полезные, но с поправкой на то, что преподаватель не забывает о коммуникативной цели. Поэтому можно, например, сделать выбор в пользу guided noticing при последующей работе со скриптом.

На какие речевые особенности можно обратить внимание учеников? Прежде всего, выражение предпочтений и механизм достижения согласия, общего мнения. 

Все эти фразы предлагается систематизировать в виде таблицы в задании №4, но оставлять учеников наедине с таким упражнением не эффективно. Вместо этого, попросите выделить в скрипте все моменты, в которых говорящие не только формулируют предпочтение, но и аргументируют его:

  • Какие эмоции (предположительно) испытывают говорящие, обмениваясь мнениями?
  • Легко ли удается прийти к общему решению?
  • Как «сглаживают углы» в диалоге?

Guided noticing — один из самых гибких и удобных методов работы со скриптом, и вы всегда сможете сфокусировать внимание учащихся на том, что актуально для целей конкретного урока. А еще он позволяет плавно перейти от этапа awareness к appropriation.

Интересное по теме:

Этап 2: Appropriation

По мере того, как ученик разобрался в речевой ситуации (в нашем задании это — диалог-обсуждение совместных планов и принятие решения), перед ним стоит задача — «приручить» те знания, с помощью которых можно взаимодействовать с реальными собеседниками.

Такие первые шаги на пути к общению на английском будут даваться ученикам непросто, поэтому придется обращаться в так называемый bank of useful language. Здесь и пригодится задание №4, которое они могут заполнить, чтобы выбрать фразы-фавориты для последующего запоминания и использования.

Далее учебник предлагает перейти к самостоятельной подготовке диалога с предварительным заполнением таблицы. Однако часто оказывается, что многие ученики по-прежнему не готовы перейти к разговорной практике, а значит, нужно задание-«мостик». 

Для этого заранее подготовьте вариант скрипта, в котором будет скрыта часть реплик (если работаете с группой — можно сделать несколько таких скриптов, чтобы у разных учеников было больше шансов достичь той самой речевой гибкости, к которой мы стремимся на уроках):

План обучения разговорному английскому: этапы и задания
Источник: Solutions Pre-Intermediate, Teacher’s Guide

Если ученики успешно справляются с заданием, то их дополнительно можно попросить:

  1. По ходу подготовки и озвучивания диалога изменять фразы, которые изначально использовались говорящими в скрипте для обозначения likes/dislikes, preferences, reaching agreement.
  2. Усложнить задание с помощью перефразирования некоторых реплик/предложений говорящих. 

Этап 3: Autonomy

Заключительный этап урока — это та самая free speaking practice. А может ли случиться так, что не с каждым учеником/группой вы достигнете этого «пункта»? Безусловно, и это нормально: читая разнообразную методическую литературу и даже статьи коллег, у преподавателей может сложится ложное ощущение того, что достижение коммуникативной цели урока — это plain sailing, и не получается только у вас. Поверьте, это не так.

Формально существует несколько критериев оценки того, насколько задание помогает в достижении той самой уверенности в собственных разговорных навыках. Задание должно затрагивать реальную ситуацию общения, создавать для учеников ощущение посильного челленджа. Как и в реальной жизни, ученик должен осознавать, что качество его коммуникации оказывает влияние на других участников диалога. 

Иногда ученики, находящиеся на пороге autonomy, продолжают транслировать мысль о нехватке грамматики и другой информации для беглой и уверенной речи. В этом есть и «методологическая» вина.

Подходы, в которых мы работаем, экзамены, к которым мы готовим наших учеников, могут действовать на них удручающе — пара ошибок, и вот ты лишился балла. Чтобы снизить уровень стресса, предложите ученикам подумать о разнице в грамматических потребностях — отдельно для устной и письменной речи — и сравните список. 

Задания, в которых «управление» собственной речью практикуется в виде диалога (упражнение №7 в учебнике), могут не ограничиваться его классическим форматом. Причина в следующем: если пара учеников работает друг с другом на протяжении всего урока, есть риск получить «заскриптованный», шаблонный результат, который, даже при попадании во все критерии, будет иметь мало общего со спонтанностью и неопределенностью реальной речи. Напротив, работа в формате swapping speaking partners заставляет учеников выходить из зоны комфорта и учиться речевой гибкости с разными собеседниками. 

Ученики успешно справились и с этим форматом? Тогда предложите попрактиковать разговорные навыки, оценивая работу друг друга с помощью peer-to-peer feedback-приемов

Работа в рамках системы awareness — appropriation — autonomy помогает повысить качество уроков, поддержать себя психологически в случае, если ученики никак не могут «разговориться» а, главное, адаптировать учебные пособия для каждого конкретного урока. Исследуйте, экспериментируйте, и у вас все обязательно получится!

Также вы можете прочитать статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×