В статье разбираем, как улучшить взаимодействие с учениками, используя метод ненасильственного общения Маршалла Розенберга.
Что такое ненасильственное общение
Ненасильственное общение (ННО) ― метод, который направлен на переход к более осознанной и ответственной манере мышления и уважительной и зрелой коммуникации. Он разработан клиническим психологом Маршалом Розенбергом в 1960-х годах. На законодательном уровне подход ННО введен в школах Израиля.
Прочитать книгу «Ненасильственное общение. Язык Жизни» вы можете по ссылке.
В своей концепции Маршал Розенберг предлагает отходить от принципов общения, построенных на обвинении, оценочном суждении, требовании, сравнении, навязывании, а вместо этого создавать экологичный и дружественно настроенный вид коммуникации. Ненасильственное общение базируется на трех основных идеях:
- четкое понимание своих потребностей;
- развитие эмпатии к себе и другим людям;
- открытое и честное признание того, что человек хочет получить от общения.
Как строится ненасильственное общение
Существует четыре этапа ННО, которые стоит соблюдать в указанном порядке:
- Наблюдение. Задача этапа — проговорить действие, которое вызывает неприятные чувства по отношению к ученику. Без оценки или осуждения, нужно просто его назвать.
- Чувства. Здесь мы выражаем чувства от первого лица. Главное, не переносить фразы в категорию ― «Ты меня расстраиваешь!». Только от первого лица ― «Меня беспокоит, что…».
- Потребность. Этот этап скорее важен не для собеседника, а для говорящего. Важно понять, почему так сильно задевает поведение ученика и какая внутренняя потребность не удовлетворена. Это не нужно проговаривать, главное, понимать.
- Просьба. На этом этапе мы предлагаем ученикам конкретные действия, которые могут исправить ситуацию. Также для более продуктивной коммуникации стоит запросить обратную связь, чтобы узнать, что сами школьники думают о сложившейся ситуации.
Хочу отметить, что все это работает и в обратную сторону, не только учитель-ученик, но и ученик-учитель. Если взрослые общаются с детьми спокойно, доброжелательно и уважительно, то со временем это дает свои результаты и начинает работать в обе стороны.
Примеры ненасильственного общения
Разберем 2 случая.
Если ученик опаздывает на занятия
Этап: наблюдение
✔ «Смотри, последний раз в 8:30 в школу ты приходил в прошлый понедельник, это две недели назад» ― тут нет агрессии и оценки действиям ученика. Это просто факт, с которым нельзя не согласиться.
Этап: чувства
✔ «Меня расстраивает, что ты приходишь позже, так как это отвлекает от занятий» ― вы говорите за себя и объясняете, почему это не хорошо.
Этап: потребность
Здесь постарайтесь закрыть потребность не только свою, но и ученика. На данном этапе можно спросить, почему он так часто опаздывает. Может у него не получается вовремя позавтракать или он не знает в какое время лучше выходить, чтобы успеть на маршрутку. В зависимости от ответа предложите пути решения, иногда их достаточно просто озвучить.
Этап: просьба
✔ «Пожалуйста, постарайся приходить вовремя, это поможет нам лучше работать на занятиях и не отвлекаться».
Если ученик не выполняет домашнее задание
✔ «Сегодня 4-й день, когда ты не приносишь домашнюю работу. Меня расстраивает этот факт, так как мне потом нужно будет проверять все твои задания разом, это займет у меня больше времени. Как думаешь, почему у тебя не получается приносить готовую работу вовремя? Попробуй, пожалуйста, на следующий урок сделать задание, а если возникнут сложности, то подойди ко мне, я обязательно помогу».
Также вы можете посмотреть семинар от автора методики:
Школа ― это место, где дети учатся общаться, строить здоровые отношения и удовлетворять социальные потребности. Поэтому так важно дать им правильный инструмент для коммуникации. Применяйте метод ненасильственного общения и вы почувствуете, что атмосфера в классе становится лучше.
Другие статьи, которые могут быть полезны:
Ссылка на книгу нерабочая, файл удалён.
Здравствуйте! Спасибо, что написали) Мы заменили ссылку.
Принуждать к жизни нужно : D Интересный подход, полюбопытствую, себя тоже принуждаете?
Я против позиции «терпилы». Нужно искать способы мотивировать себя и окружающих, а не принуждать. Наличие навыков ННО это про повышение мотивации и адекватный подход к человеку как к личности, а не как в рабу системы.
В семье этот метод необходим, а вот для школы и будущей работы — это просто сказочка про козявочку. У учеников и работников есть обязанности, неисполнение которых меня, конечно, огорчает, но не так чтобы «кушать не могу» («Мимино»). Расстраиваться должны ученики и их родители, т.к. должны быть обозначены четкие дисциплинарные взыскания на этот счёт. К жизни приучать нужно детей. И проверять запоздавшую гору домашек я бы не стала. Я не учитель, я мама..