В статье разбираем, как улучшить взаимодействие с учениками, используя метод ненасильственного общения Маршалла Розенберга.

Что такое ненасильственное общение

Ненасильственное общение (ННО) ― метод, который направлен на переход к более осознанной и ответственной манере мышления и уважительной и зрелой коммуникации. Он разработан клиническим психологом Маршалом Розенбергом в 1960-х годах. На законодательном уровне подход ННО введен в школах Израиля.

Прочитать книгу «Ненасильственное общение. Язык Жизни» вы можете по ссылке.

В своей концепции Маршал Розенберг предлагает отходить от принципов общения, построенных на обвинении, оценочном суждении, требовании, сравнении, навязывании, а вместо этого создавать экологичный и дружественно настроенный вид коммуникации. Ненасильственное общение базируется на трех основных идеях: 

  • четкое понимание своих потребностей;
  • развитие эмпатии к себе и другим людям;
  • открытое и честное признание того, что человек хочет получить от общения. 

Как строится ненасильственное общение

Существует четыре этапа ННО, которые стоит соблюдать в указанном порядке:

  • Наблюдение. Задача этапа — проговорить действие, которое вызывает неприятные чувства по отношению к ученику. Без оценки или осуждения, нужно просто его назвать. 
  • Чувства. Здесь мы выражаем чувства от первого лица. Главное, не переносить фразы в категорию ― «Ты меня расстраиваешь!». Только от первого лица ― «Меня беспокоит, что…».
  • Потребность. Этот этап скорее важен не для собеседника, а для говорящего. Важно понять, почему так сильно задевает поведение ученика и какая внутренняя потребность не удовлетворена. Это не нужно проговаривать, главное, понимать. 
  • Просьба. На этом этапе мы предлагаем ученикам конкретные действия, которые могут исправить ситуацию. Также для более продуктивной коммуникации стоит запросить обратную связь, чтобы узнать, что сами школьники думают о сложившейся ситуации.

Хочу отметить, что все это работает и в обратную сторону, не только учитель-ученик, но и ученик-учитель. Если взрослые общаются с детьми спокойно, доброжелательно и уважительно, то со временем это дает свои результаты и начинает работать в обе стороны.

Примеры ненасильственного общения

Разберем 2 случая.

Если ученик опаздывает на занятия

Этап: наблюдение

«Ты постоянно опаздываешь. Да что же это такое?» ― эти два выражения не помогут решить вопрос, а настроят ученика негативно. Важно нейтрально указать на действие ученика.
✔ «Смотри, последний раз в 8:30 в школу ты приходил в прошлый понедельник, это две недели назад» ― тут нет агрессии и оценки действиям ученика. Это просто факт, с которым нельзя не согласиться.

Этап: чувства 

«Ты это делаешь как будто мне назло» ― не переносите ответственность за свои чувства на ученика. Говорите только о себе.
✔ «Меня расстраивает, что ты приходишь позже, так как это отвлекает от занятий» ― вы говорите за себя и объясняете, почему это не хорошо.

Этап: потребность

Здесь постарайтесь закрыть потребность не только свою, но и ученика. На данном этапе можно спросить, почему он так часто опаздывает. Может у него не получается вовремя позавтракать или он не знает в какое время лучше выходить, чтобы успеть на маршрутку. В зависимости от ответа предложите пути решения, иногда их достаточно просто озвучить.

Этап: просьба 

«Хватит уже опаздывать, сколько можно в самом деле. Твои одноклассники так не делают, бери с них пример» ― такие фразы скорее всего приведут к конфликту и вряд ли помогут укрепить отношения.
✔ «Пожалуйста, постарайся приходить вовремя, это поможет нам лучше работать на занятиях и не отвлекаться».

Если ученик не выполняет домашнее задание

«Когда я дождусь от тебя хотя бы одно домашнее задание? Как можно так лениться?»
✔ «Сегодня 4-й день, когда ты не приносишь домашнюю работу. Меня расстраивает этот факт, так как мне потом нужно будет проверять все твои задания разом, это займет у меня больше времени. Как думаешь, почему у тебя не получается приносить готовую работу вовремя? Попробуй, пожалуйста, на следующий урок сделать задание, а если возникнут сложности, то подойди ко мне, я обязательно помогу».

Также вы можете посмотреть семинар от автора методики:

Школа ― это место, где дети учатся общаться, строить здоровые отношения и удовлетворять социальные потребности. Поэтому так важно дать им правильный инструмент для коммуникации. Применяйте метод ненасильственного общения и вы почувствуете, что атмосфера в классе становится лучше.

Другие статьи, которые могут быть полезны:

Комментарии (8)
  • Фото аватара
    Елена

    Немного не так работает метод и в рабочей обстановке.Обратите внимание, речь идёт об изменении вашего подхода к ситуации с учеником. Вы обращаете внимание на1),2,3,4- по методике и тем самым не требуете сиюминутной решить проблему, а даёте время измениться сознанию ученика. А если у него нет возможности решить проблему, то можно изменить его варианты форм обучения. Например, вы поняли, что он будет опаздывать, значит готовите для него отдельные задания, а когда разобрали этап с классом, он отдельно выходит и работает с вами у доски, когда класс выполняет задания по новой теме.

    26.08.2023
  • Фото аватара
    Александр

    Ссылка на книгу нерабочая, файл удалён.

    12.02.2023
  • Фото аватара
    Юля

    Принуждать к жизни нужно : D Интересный подход, полюбопытствую, себя тоже принуждаете?
    Я против позиции «терпилы». Нужно искать способы мотивировать себя и окружающих, а не принуждать. Наличие навыков ННО это про повышение мотивации и адекватный подход к человеку как к личности, а не как в рабу системы.

    29.11.2022
  • Фото аватара
    Yelena

    В семье этот метод необходим, а вот для школы и будущей работы — это просто сказочка про козявочку. У учеников и работников есть обязанности, неисполнение которых меня, конечно, огорчает, но не так чтобы «кушать не могу» («Мимино»). Расстраиваться должны ученики и их родители, т.к. должны быть обозначены четкие дисциплинарные взыскания на этот счёт. К жизни приучать нужно детей. И проверять запоздавшую гору домашек я бы не стала. Я не учитель, я мама..

    10.05.2022
    • Фото аватара
      Елена

      Немного не так работает метод и в рабочей обстановке.Обратите внимание, речь идёт об изменении вашего подхода к ситуации с учеником. Вы обращаете внимание на1),2,3,4- по методике и тем самым не требуете сиюминутной решить проблему, а даёте время измениться сознанию ученика. А если у него нет возможности решить проблему, то можно его варианты форм обучения. Например, вы поняли, что он будет опаздывать, значит готовите для него отдельные задания, а когда разобрали этап с классом, он отдельно выходит и работает с вами у доски, когда класс выполняет задания по новой теме.

      26.08.2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×