Как построить урок, если ребенку трудно удерживать внимание

11.05.2022
801

“Let’s focus on the topic, please!” — говорю я в очередной раз ученику, который, кажется, успел сделать все, кроме главного — сфокусироваться на теме занятия. Он с удовольствием посещает уроки, любознателен и общителен, но… каждые 5-10 минут отвлекается от темы, словно проверяя меня и план занятия «на прочность».

Проблема, которую демонстрируют ученики таким поведением, — short attention span — может серьезно снижать продуктивность урока и скорость прогресса. В статье рассказываю, к каким наблюдениям я пришла, работая с детьми, которым сложно фокусировать внимание.

1. Делать тест-драйв разных поурочных планов

Исходя из общего тайминга урока в 50 минут важно распределить время так, чтобы сохранить энтузиазм ребенка и не потерять в продуктивности. Я наблюдала за реакциями одного ученика в течение нескольких уроков, делая упор на тренировку productive и receptive skills. В итоге выяснилось, что ему легче сфокусироваться на заданиях, включающих говорение и аудирование (фокус внимания в 10-15 минут), и сложнее — чтение и письмо (в среднем 5-7 минут).

Понимание этого помогло избирательнее относиться к заданиям и при необходимости переключаться между слайдами урока, не пытаясь «приручить» внимание ученика, зацикливаясь на одном-двух упражнениях.

2. Не включать в разминку задания, которые напрямую не связаны с темой урока

Для тех, кто легко отвлекается, такие задания могут сыграть роль дистракторов. Есть риск, что вы потратите еще больше времени, чтобы вернуть ученика «к реальности». Альтернатива — объединить этапы warm-up и lead-in и/или включить в разминку задания, которые одновременно будут тестировать ученика на знание уже пройденных тем (prior knowledge activation). 

Дополнительные советы по теме:

3. Быть готовым «идти против течения», т. е. классической структуры урока

Независимо от того, какого подхода вы придерживаетесь при планировании и ведении занятий (PPP, TTT, TBL и т. д.), нужно привыкнуть к мысли, что структуру урока придется часто менять «на ходу». В начале преподавательской карьеры эта мысль меня сильно смущала, но с опытом пришло понимание, что главное — это достижение конкретной коммуникативной цели ученика, а не упрямое следование методическим принципам.

Как правило, уже на этапе разминки и small talk становится понятно, в пользу какого задания стоит распределить внимание учеников. К примеру, если ребята быстро утрачивают фокус внимания на уроках, где вы отрабатываете навыки чтения, постарайтесь встраивать содержательные наводящие вопросы по теме текста в разминку и/или дать безобидные «спойлеры».

Некоторые дети при работе с объемными текстами (три и более параграфов) могут делать паузы и отвлекаться, начинать разговор с преподавателем на отвлеченные темы. Особенно креативные ребята любят придумывать продолжение истории самостоятельно.

Один мой ученик — как раз из числа таких, поэтому я заранее скрываю все параграфы в тексте, кроме первого, и в течение двух-трех минут после прочтения даю возможность пофантазировать о том, что случится дальше. Этого достаточно для короткого отдыха и ребенок не испытывает стресса при виде объемных заданий на чтение. 

Размер фрагментов можно постепенно увеличивать по мере того, как ученик сможет дольше фокусироваться на задании.

4. С осторожностью относиться к геймификации

Один из самых популярных советов, с которым вы столкнетесь в интернете — это геймификация и подготовка интерактивных заданий для создания wow-эффекта. Это замечательный рабочий инструмент для вовлечения ученика и удержания его внимания, но эффект от него может оказаться краткосрочным. Кроме того, избыточность игровых механик на уроке становится очередным отвлекающим фактором.

На что стоит ориентироваться при выборе шаблона?

Прежде всего, на скорость работы механики и количество опций/заданий, которые вы собираетесь включить. Пять-шесть карточек в формате flip tiles или шесть-восемь опций для заданий с колесом будет достаточно. Для учеников визуальное наличие выбора играет большую роль, нежели итоговое количество вариантов, которое вы успеете разобрать и отработать.

5. Предусмотреть вознаграждение

В обучении детей с непродолжительным фокусом внимания особенно важно включать элементы instant gratification. Однако это не только про устную похвалу, но и осязаемые вознаграждения, которые ученик сможет конвертировать, например:

  • в самостоятельный выбор темы урока,
  • в дополнительное время для отдыха,
  • в другие бонусы.

На платформе Skysmart я использую встроенные стикеры: так, если ученик собирает 5 стикеров с котами за успешное выполнение заданий, активность или усидчивость, то у него появляется возможность самостоятельно выбрать тему следующего урока и/или домашнее задание. Главное для преподавателя — соблюдать «правила игры», иначе ребенок не будет мотивирован работать в рамках предложенной системы. 

6. Attention breaks: найти формат, который будет по душе и вам, и ученику

Урок для учеников с непродолжительным фокусом внимания может частично напоминать интенсивную интервальную тренировку, и без коротких перерывов на отдых не обойтись. Это отличная практика, поскольку помимо когнитивной «передышки» у ученика (со временем) появится возможность самостоятельно отслеживать моменты пиковой продуктивности, а затем, в идеале, он начнет обращать на них внимание во время работы в классе и дома.

Если сложно определиться с форматом, советую обратиться к пособию Lessons from nothing: activities for language teaching with limited time and resources (Bruce Marsland).

Как построить урок, если ребенку трудно удерживать внимание
Источник: Lessons from nothing: activities for language teaching with limited time and resources, Bruce Marsland, Cambridge University Press, 2009.

7. Прислушиваться к реакции учеников

Причин плохой концентрации внимания много: к основным относят возраст, повышенную тревожность, обсессивно-компульсивные расстройства, стресс. К сожалению, сложно предсказать, какие темы и упражнения послужат триггером для того или иного ученика, поэтому важно запрашивать обратную связь по тем заданиям, в процессе выполнения которых ученики склонны «отключаться».

Чтобы помочь ученикам (и себе) выдохнуть после выполнения нелюбимых, но важных заданий, можно переключиться на активность под названием “Stress canister”: ученик делится ощущениями после выполнения заданий с использованием вспомогательного useful language. Вот пример того, как визуально может выглядеть «емкость» впечатлений и эмоций:

Как построить урок, если ребенку трудно удерживать внимание
Источник: Teen Mindfulness, 4th Edition, February 2022.

Предлагаем еще несколько статей по теме:

Расскажите, а как вам удается удерживать внимание учеников?
Поделитесь идеями в комментариях!

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×