Пожилые люди, которые изучают иностранные языки, сегодня не редкость. У этой возрастной категории есть свои особенности. Сегодня собрали для вас список, о чем нужно помнить преподавателю при подготовке и проведении занятий с такими учениками:

Методика

При обучении пожилых студентов лучше всего работает эклектизм. Эклектизм — это подход, который поощряет сочетание разных методик в рамках одного урока. Чистый коммуникативный метод с минимальным использованием родного языка может быть сложен, ведь у многих учеников уже устоялись представления о том, каким должен быть урок и преподаватель.

Кому-то помогут грамматические таблицы или даже упражнения на перевод. Кто-то будет увереннее чувствовать себя, когда учитель объясняет сложные моменты на русском. Кому-то подойдет Total Physical Response, который часто считается «детской» методикой. Не настаивайте на том, что считаете методически правильным. Наблюдайте за учениками и используйте то, что работает именно для них. 

Память

Запоминать большое количество новой информации с возрастом может становиться сложнее. Убедитесь, что вы уделяете достаточно внимания повторению пройденного материала. Упражнений на повторение в стандартных учебниках может быть недостаточно. 

Для начала поговорите со студентом и узнайте, что помогает ему запомнить важное. Если это визуальная поддержка, задействуйте словарик, схемы и рисунки. Если аудио, побольше слушайте на занятиях. Посоветуйте ученику словарь с правильной озвучкой и записывайте голосовые сообщения, чтобы суммировать пройденное на уроке. Конечно, если формат работы с такими сообщениями доступен и удобен студенту.

Используйте игры на запоминание или задания для развития памяти. Вот несколько идей:

  • Snowball. Нарисуйте на доске несколько персонажей, дайте им имена и используйте, чтобы подриллить нужную конструкцию или набор лексики. Если занятие индивидуальное, то придумывайте предложения по очереди с учеником. Например, вы начинаете: Anna went shopping yesterday. Ученик повторяет ваше предложение и составляет свое про следующего персонажа: Anna went shopping yesterday, and Tom met with friends.
  • Disappearing dialogue. Напишите на доске небольшой диалог. Попросите ученика прочитать его или прочтите с ним по ролям. После этого сотрите несколько слов. Прочтите еще раз, вспоминая слова, которые убрали. Сотрите еще несколько. Продолжайте, пока на доске ничего не останется.
  • Picture work. Предложите ученику посмотреть на картинку в течение минуты. После этого задайте несколько вопросов о том, что было на картинке. Такое же упражнение можно выполнить, если посмотреть по сторонам в классе, а потом закрыть глаза. 
  • Revision. В конце урока попросите ученика вспомнить несколько новых слов. В конце юнита предложите написать на листочке всю лексику, которая запомнилась. Не нужно задавать количество слов, похвалите ученика за все, что он вспомнит. 

Также много идей вас ждет в статьях:

Зрение и слух

Вполне возможно, что зрение и слух у вашего ученика прекрасные. Если вдруг нет — обратите на это внимание при подготовке урока. Тексты для чтения должны быть набраны подходящим шрифтом и хорошо видны, особенно если занятие онлайн. При возможности, отдавайте предпочтение цветным распечаткам, когда работаете с изображениями. 

Если у пожилого ученика проблемы со зрением, старайтесь не использовать работу с графиками и диаграммами и такие задания, как spot the difference или unscramble the words. Аудио должно быть комфортной громкости. Не стесняйтесь уточнять у ученика, хорошо ли слышно, каждый раз, когда делаете задание на аудирование. 

Технологии

Часто считается, что пожилые люди не дружат с новыми технологиями. Удивительно, но это зачастую не так. Чтобы понимать, какие ресурсы вам доступны, обсудите с учеником, чем он пользуется в повседневной жизни. Вот небольшой чек-лист по работе с основными инструментами. Адаптируйте его к формату своих уроков:

• Если занятие онлайн, занимается ли ученик за ноутбуком, компьютером или планшетом? Есть ли мышка, комфортнее пользоваться ей или тачпадом?
• Какая платформа для занятий удобнее? Возможно, у ученика был опыт использования Skype или общения в Zoom.
• Пользуется ли ученик мессенджерами и электронной почтой? Можно ли отправить ему PDF или DOC файл, откроются ли они?
• Знаком ли ученик с сервисами Google, сможет ли работать с документами и формами при необходимости?
• Есть ли возможность распечатать задание?
• Пользуется ли студент голосовыми сообщениями? Удобно ли ему получать фидбек или записывать устные ответы таким образом?

Даже если пожилой студент технически грамотен, не перегружайте его технологиями. Выберите два-три инструмента для постоянной работы. Когда отправляете ссылки на новые ресурсы, лучше, чтобы для их использования не требовалась регистрация. 

Ученикам старшего поколения нужно много вашего времени, внимания и понимания. Однако занятия с ними зачастую интересны, ведь им всегда есть, что сказать и чем поделиться. Постарайтесь уловить комфортный для них темп усвоения нового и приспособиться к нему — и результат не заставит себя ждать.

Комментарии (1)
  • Фото аватара
    Yana

    За годы работы многое использовано,что-то даже не осознаешь, это стало частью меня, и каждый раз читая ваши статьи, беру что-то новое для себя. Это очень ценно. Благодарю!

    27.05.2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×