Татьяна Румянцева, преподаватель Skysmart: «Честное слово, я счастлива!»

Первый факт: Татьяна Румянцева, будучи ученицей, любила математику, но стала учителем русского языка. Второй факт: все 12 лет работы с детьми приносили ей радость, но она ушла из школы. Третий факт: Татьяна Николаевна счастлива прививать любовь к русскому языку в онлайн-школе Skysmart от Skyeng. 

Мы поговорили о причинах перехода в онлайн-преподавание, особенностях онлайн-уроков русского языка и бережном отношении к себе и ученикам.

Пока интервью готовилось к публикации, Татьяна Николаева стала преподавателем нового направления Premium русский язык.

Как вышло, что вы, долго преподавая в общеобразовательной школе, полностью перешли в онлайн?

Я пришла в школу библиотекарем, долго работала на этой должности. 13 лет назад перешла в начальное звено на продленку, а потом по административной необходимости переучилась на «русака». Я так влюбилась в русский язык, что не захотела возвращаться в начальные классы, и ни разу об этом не пожалела.

Но, как сейчас говорят, я полностью выгорела. Я была завучем, вела русский язык по 34 часа в неделю, отдыха совсем не было — все это постепенно превратилось в одну большую усталость. Выпустив своих девятиклассников в 2021 году, я решила, что мне надо уйти. Поняла, что если останусь — это будет неправильно, так как качественно вести уроки я уже не смогу.

Что больше утомляло: нагрузка или дети?

Коллеги удивились, что я приняла такое решение, потому что все было хорошо: коллектив, дети. Отпускать не хотели. Но просто преподавать русский язык ученикам стало очень тяжело, бесконечные отчеты сыпались как из рога изобилия. Решение было непреклонным.

Я просто хочу давать уроки, хочу приносить пользу детям! В онлайн-школе это получается.

Но почему именно онлайн, а не переход в другую школу или частное репетиторство?

Для меня было главным выйти из самой системы. Уходила из своей школы в никуда, даже отпуск не стала оформлять, сразу забрала трудовую. Летом 2021 года случайно попалась реклама Skysmart (даже уже не помню где). Тут же заполнила анкету, прошла тестирование и вводное обучение, провела с методистом тренировочный урок. Так быстро все случилось, что я даже не успела опомниться, как стала частью замечательной команды школы Skysmart. С сентября я уже начала опять вести уроки, только уже онлайн.

Репетиторство не люблю: не хочу, чтобы ко мне домой ходили. У меня психологический барьер, никогда не бралась за это. После уроков в классе помочь — да, а домой — как-то неправильно, будто в школе не учу, а только за деньги. 

Расскажите, какие у вас сейчас ученики. Бытует мнение, что современным детям ничего не нужно, поэтому нигде их не научить. 

Разные, но большинство нацелены на результат. Сначала чувствуется их обида на учителей за давление, замечания или равнодушие. Ко мне пришло осознание, что когда-то и я сама многого требовала от учеников и расстраивалась из-за маленькой отдачи. Если бы сейчас вернулась в школу, вела бы себя немножечко по-другому.

Детям кажется, что педагоги их не любят.

На онлайн-уроках некоторые поначалу ведут себя, как привыкли на «Камчатке»: пытаются филонить, отмалчиваться, заниматься своими делами. Сперва у них нет понимания, что нужно работать на занятии. Потом мы находим общий язык и их озаряет, что не на кого больше обижаться и от урока можно получать удовольствие.

У меня есть ученик, который на первом же занятии в присутствии мамы заявил, что ненавидит русский язык и он им заниматься не будет. А сейчас мальчик ждет уроки с нетерпением, выполняет все задания сам и после занятий рисует сердечки на интерактивной доске.

Маленьких обожаю: пятиклассники у меня такие ребятки классные! Они мне каждый раз говорят: «Ой, я так ждал, я так соскучился». Совсем тяжелые ученики тоже есть, к каждому ищу подход.

Как выглядит онлайн-урок русского языка?

Уроки проходят на интерактивной платформе Vimbox. Они состоят из подготовленных методистами карточек с теорией и разнообразными упражнениями.

Когда я только начала вести занятия, первые уроки мне казались не поддающимися логике. Моя голова работала по-другому — я постоянно пыталась перестроить ход материала. А потом поняла, что уроки логически выстроены хорошо, надо только принять эту структуру и «впитать» в себя. Сейчас все идет как по маслу.

Готовлюсь к занятию 10-15 минут: посмотрю материал, проверю, что он совпадает с уровнем знаний ученика, добавлю карточку, если захочу.  В обычной школе очень тяжело. Бывшие коллеги говорят, жить невозможно, тем более что «русаков» не хватает. Я и сама это помню.

Я с теплотой вспоминаю прежнюю школу, грущу по ученикам, а вот по нагрузке я не скучаю. Там приходилось день и ночь сидеть за работой, а здесь такого нет.

Математики говорят, что им нравится красота формул, поиск необычных способов решения задачи. А что прекрасного в преподавании русского?

То же самое! Ко мне приходят дети, которые заявляют: «Русский язык непонятный, совсем темный лес. Не люблю его». Я же стараюсь донести до них мысль, что в русском языке можно объяснить абсолютно все, до самой маленькой точки. В этом своя красота!

Какую тему больше всего любите объяснять ученикам?

Люблю программу 9 класса. Обожаю весь синтаксис, сложные предложения с многочленами! Семиклассникам нравится объяснять деепричастия с причастиями, хотя дети их не особо любят. 

Ребят сначала пугает синтаксис сложного предложения, но потом признаются, что здорово его понимать.

А к экзаменам готовите?

В девятом классе — да. Когда я пришла в Skysmart, мой куратор предлагала взять 10–11 классы, но я решила, что нужно сперва адаптироваться к онлайну. В августе планирую пройти курсы для подготовки к ЕГЭ, буду брать и старшие классы.

Что нравится и не нравится в онлайн-преподавании?

Очень нравится, что нет лишней нагрузки. Существующий регламент: обратная связь с родителями, заполнение отчетов по прогрессу учеников — не отнимает много времени. Я получаю радость от общения с детьми, которые меня любят, получаю благодарности от родителей, которые видят результат. Многие дети занимаются со мной с сентября 2021 года, когда я пришла в Skysmart. Честное слово, я счастлива!

Была приятно удивлена, что все встречи с кураторами начинаются со слов благодарности учителям. Это, конечно, располагает.

Пришло спокойствие, теперь я не дергаюсь бесконечно. Раньше чаты, ватсап, родительские группы — все бесконечно пищало, а сейчас такая тишина. Даже странно, но здорово.

Для учеников помладше контента в достатке. Хочется еще больше самих уроков в рамках изучения тем 8-9 классов, потому что русский язык очень объемный. Но на платформу можно загружать собственные материалы, я иногда использую свои таблицы.

В финансовом плане вас устраивает онлайн-преподавание?  

Я решила сразу, что возьму только разрешенный минимум в 20 часов. Потом ученики стали просить интенсивнее заниматься, и в пиковый период я вышла на 23 часа. Оплата нормальная: онлайн-урок стоит примерно столько же, сколько в обычной школе Московской области.

Любому человеку хочется получать больше, для этого нужно открывать больше часов. Сейчас меня устраивает, что я могу спокойно подготовиться к уроку и проводить много времени с семьей.

Семья оценила изменения в вашем режиме преподавания?

Конечно! Моя дочь говорит: «Мама, мы хоть тебя увидели, а не только твой затылок!». У меня появилось время на любимые занятия: вышивку, кулинарию, путешествия. Все довольны. 

Трудно было переходить в онлайн? Некоторые учителя боятся, что через веб-камеру не установить контакт с учеником, да и ощущения от урока так себе.

Я как-то сразу привыкла. Для меня не имеет значения онлайн или офлайн. Только сразу ощущаешь разницу: в классе сидит 35 учеников и конца-края не видишь, а тут — один на один.

Никакого дискомфорта не чувствую.

Поначалу беспокоило, что же делает ученик — вдруг он играет во втором окне браузера и не слушает меня?  Сейчас я уже научилась чувствовать учеников. Уроки проходят в хорошем темпе: работаем, анализируем, сопоставляем, отвлекаться некогда.

Каким педагогическим достижением гордитесь? 

Я горжусь достижениями своих учеников, а их было немало. Но самая значимая победа была в конкурсе сочинений «Личная история героя», когда мы вышли на Всероссийский уровень и попали в 30-ку лучших работ.

А в онлайн-школе пока громких достижений нет, но есть тихие. У меня есть девятиклассник, чья мама на первом уроке плакала из-за ОГЭ. Мы с ним вышли с нуля на четыре балла из семи в тесте, научились писать сочинение и изложение. Как-то он мне с гордостью рассказал: «Представляете, я написал тест на три балла, а учительница решила, что списал. Так я ей заявил, что сяду прямо к ней за стол и решу новый вариант!» Для него это достижение, а его радость — мое. 

Меня приглашали в качестве методиста в проект по разработке заданий тренажера по русскому языку для учителей. За сохранение весь год отличных показателей KPI, меня пригласили в новое направление Premium, что дает точку роста и дальше. Это здорово!

Если вы хотите узнать больше о преподавании в Skysmart, предлагаем перейти по ссылке.

Блиц-опрос Татьяны Румянцевой

Самое любимое учебное пособие по русскому языку?
Мне очень нравятся учебники Шмелева классным материалом и интересной подачей.
Пособия яркие, красочные. Дети — визуалисты, им надо посмотреть глазами, какой бы класс ни был. Даже мне, взрослому человеку, приятно их листать. Кроме того, там ранжированные задания. 

Какие книги рекомендуете прочитать каждому?
Из классики люблю «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, постоянно его перечитываю. Зачитываюсь «Капитанской дочкой» А. С. Пушкина. Люблю книги про Великую Отечественную войну Б. Васильева, В. Быкова, В. Астафьева. 

Какой у вас любимый прием для начала урока?
Чтобы привлечь внимание, я использую загадки, занимательные вопросы, которые ученика сразу вовлекают в деятельность.

А для завершения урока?
На онлайн-уроке говорим о чем-нибудь хорошем. Дети стали очень открытыми, все время хотят что-то рассказать. «Ой, у меня на уроке» или «Ой, у меня у дяди кот», — они готовы разговаривать, а в обычной школе учитель вечно занят. Здесь мы много общаемся, и это так интересно. Я счастлива!

Что делать опытным преподавателям, которые устали от работы?
Уходить из обычной школы и приходить в Skysmart. Учителя устают от не от работы с детьми, а от бумаг. Еще советую бережнее относиться к ученикам — не только к отличникам, но и слабым ребятам.

Я часто рассказываю бывшим коллегам о школе Skysmart, но многие боятся уйти в онлайн. Молодым легче, они более мобильные, старшему поколению сложнее. У многих мысль преподавать через интернет вызывает панику, хотя опыт у них огромный. Но эта перемена может привести к лучшему, теперь я это знаю по себе, главное сделать первый шаг.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×