Это новая рубрика Skyteach: «Вопрос методисту». Здесь мы отвечаем на вопросы, которые волнуют вас как преподавателей. Вы присылаете их на почту ask-skyteach@skyeng.ru, а наша команда преподавателей, методистов и психологов дает развернутый комментарий и делится рекомендациями

Вопрос звучит так:

Ученик отказывается выполнять сложные задания, хотя простые делает без проблем. Я вижу, что из-за этого не происходит заметного развития, топчемся на месте. Простые упражнения делает, а как только предлагаю что-то посложнее, сразу говорит что не знает, как выполнять. Или делает так: начинает, например, читать, доходит до места, где надо что-то сделать, а затем смотрит вопросительно, ожидая помощи с моей стороны. А если я настаиваю на том, чтобы ученик выполнял упражнение самостоятельно, то получаю прямой отказ: «У меня не получится, не буду, давайте другое упражнение сделаем». Как быть, что может помочь?

Отвечает Алексей Конобеев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингводидактики и современных технологий иноязычного образования Института иностранных языков МПГУ, специалист Московского центра качества образования, ведущий эксперт Академии Минпросвещения РФ, главный редактор издательства «Титул» и журнала «Английский язык в школе», консультант по образовательным проектам Skyeng:

Так как в вопросе не указан возраст ученика, рассмотрим общие принципы и приемы, которые могут помочь в этом случае.

Причина 1. Ученик боится сделать ошибку

К сожалению, такая боязнь порой встречается вместе с комплексом отличника, когда ученик уверен, что надо сделать задание на отлично или не делать его вовсе. В таких случаях можно поощрять ученика за правильно выполненные задания — в письменных работах верные ответы выделять зеленым цветом, в комментариях к устным ответам — фокусироваться на том, что было сделано хорошо.

Такие действия помогают сместить внимание ученика с ошибок на положительные стороны его ответов, и ошибки постепенно перестают казаться такими страшными.

Причина 2. У ученика нет стимула делать сложные задания

Вторая причина, возможно, заключается в том, что у ученика нет стимула делать более сложные задания, которые требуют больше сил. В такой ситуации можно немного геймифицировать уроки: за верно выполненное задание давать стикер или смайлик, при этом за простые задания давать один смайлик, за более сложные — два. В конце урока посчитать сколько смайликов набралось. За определенное количество смайликов назначить призы: например, если ученик набрал десять смайликов, то может, например, выполнять несколько сокращенную версию домашнего задания.

Призы могут быть разными, но не обязательно материальными. При этом учебные результаты не должны пострадать, так как, по сути, смайлики выдаются за отличные результаты тренировки, то есть стимулируется работа во время урока. Также смайлики можно давать за объем высказываний: за десять предложений один смайлик, за пятнадцать — два и т. д. Еще можно предложить ученику выбор: выполнить два упражнения попроще или одно посложнее.

Причина 3. Неуверенность ученика в своих знаниях

В этом случае по возможности в качестве более сложных стоит давать задания, в которых может быть несколько правильных вариантов ответа. Например, можно построить вопросы таким образом, чтобы каждый последующий требовал более развернутого ответа, чем предыдущий, но содержание ответов зависело бы от жизненного опыта ученика. Последовательность вопросов может выглядеть так:

  1. Do you do much homework?
  2. When do you do much homework?
  3. When should you do much homework?
  4. When should you have done much homework?

Ответом на первый вопрос может быть yes или no. В ответе на второй вопрос придется рассказать о своем учебном графике (в какие дни и по каким предметам обычно много задают). На третий вопрос — вынести оценочное суждение, сказать в каких ситуациях и правда надо делать много домашних заданий. Ответ на четвертый вопрос потребует рассказа о ситуации, когда ученик не сделал домашнюю работу и потом пожалел об этом. 

Причина 4. Ученик интроверт и стесняется много говорить

Еще одной причиной может быть то, что ученик интроверт и стесняется много говорить, и из-за этого не выполняет упражнения, требующие развернутых ответов. В этом случае можно попробовать на время в качестве более сложных упражнений давать письменные задания, которые ученик сможет сделать самостоятельно. 

Причина 5. Ученику непонятно, как выполнять предложенные задания

В таких случаях хорошо помогают детальные инструкции, где расписан каждый шаг или предлагаются стратегии выполнения задания. Например, не просто «поставь слово в нужную форму», а «прочитай предложение. Чего не хватает в пропуске — имени существительного, имени прилагательного, глагола, наречия? Посмотри на слово, которое нужно использовать. Какой суффикс позволит сделать из него наречие? Преврати слово в наречие с помощью выбранного суффикса и подставь в предложение. Прочитай предложение — имеет ли оно тот смысл, который ты считаешь правильным?»

И важно для более сложных заданий давать больше времени и заранее говорить ученику, сколько времени ему дается на выполнение.

Эти приемы дают ученикам ощущение безопасности: упражнения становятся понятными, а награда за успехи радует и вдохновляет. Именно поэтому сложные задания перестают для ученика быть такими «пугающими».

Другие вопросы из рубрики:

Предлагайте свои идеи по этому вопросу или прокомментируйте наш ответ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×