«Школьные дебаты»: польза, организация, примеры тем для урока обществознания и других предметов

Как научить школьников отстаивать свое мнение? Провести дебаты! Эта обучающая технология оживляет занятия и глубоко погружает учеников в темы. В этой статье преподаватель Игорь Кравченко делится советами, как правильно провести дискуссию на уроках обществознания, а также предлагает темы для разных предметов.

Содержание:

Чем полезны дебаты

Участвуя в учебных спорах, ученики учатся:

  • искать достоверную информацию и отличать факты, теорию и мнения;
  • анализировать и структурировать сведения;
  • разбираться в значении терминов;
  • понимать, как устроен мир, и расширяют кругозор;
  • выражать собственное мнение и подкреплять его аргументами;
  • выступать на публике.

Технология развивает именно те навыки, которые нужны для ответа на развернутые вопросы второй части ЕГЭ по гуманитарным предметам.

В чем суть дебатов

Дебаты логично проводить на уроке обобщения материала. Подойдет любая тема, где есть плюсы и минусы, например, командная экономика, положительные и отрицательные последствия (безработица). 

Учитель формирует две команды: те, кто за правильность решения (утверждения), и те, кто против, — по 4 человека достаточно, но можно и больше. Группы заранее готовят аргументы в защиту своей позиции. Это можно задать в качестве домашнего задания.

У команд — минимум по три аргумента из разных сфер. Они состоят из абстрактных и обобщенных понятий. К каждому аргументу необходимы доказательства: факты и ситуации из жизни, данные статистики.

Пример:
Аргумент: «Демократия приводит не к власти народа, а к власти денег, богатых, и скатывается в олигархию».
Доказательство: «В 90-е годы в России после проведения демократических реформ власть в стране захватили олигархи и установился режим, получивший название «семибанкирщина».

Постепенно можно усложнять речи спикеров и прийти к идеальной структуре позиции.

Идеальная позиция:

  1. Тезис — утверждение, которое отстаиваем.
  2. Философия: ценности, идеалы, принципы, которые защищаем и на которых основывается позиция. Например: у одной команды — конкуренция и развитие, у другой — равенство и справедливость.
  3. Ключевые понятия. Этот пункт нужен, чтобы повторить понятия из курса. Не нужно перечислять все, достаточно определить 2-3 главных, которые звучат в тезисе.
  4. Аргументы — теоретические, помогают рассмотреть проблему с разных сторон. 
  5. Доказательства — фактические, со ссылками на источники.
  6. Механизмы (если дебаты о практическом решении): конкретные методы и действия, которые обеспечат реализацию позиции.
  7. Результат: ожидаемые положительные эффекты.

Обязательные пункты для дебатов: 1, 4, 5.

Как организовать дебаты

Установите правила диспута, назначьте ответственного за порядок и тайминг и определите очередность выступлений. 

Например:

  1. Лидер команды правительства представляет позицию — 6 минут. Оппозиция ищет ошибки в его речи, задает 2-3 уточняющих вопроса — 1-2 минуты.
  2. Член оппозиции критикует позицию правительства. Критика может касаться философии, определений, аргументов, механизма, результатов и их несоответствий друг другу — 4-5 минут.
  3. Лидер оппозиции предлагает свое решение и обосновывает его — 6 минут.
  4. Член правительства критикует позицию оппонентов — 4-5 минут.
  5. Заключительные речи: команды подводят итоги диалога и убеждают зрителей проголосовать за них — по 3-4 минуты на каждую команду.
    Важно: каждую речь произносят разные члены команды.
  6. Класс высказывает мнение, задает вопросы командам, делится впечатлениями. Победитель определяется голосованием.

Какие темы подойдут для разных предметов

В каждом школьном предмете есть тема для дебатов. Например:

Английский язык

  • English — the language of the world: truth or lie
  • Our lives without the Internet: advantages and disadvantages
  • Is it appropriate to teach religion in schools?
  • All people should become vegetarian: yes or noRobotisation: progress or harbinger of unemployment crisis?

Также рекомендуем прочитать статьи:

Обществознание

  • Нужно ли молодежи участвовать в политике?
  • Какие функции государства важнее?
  • Стоит ли отменить домашние задания в школе?
  • Что важнее: права человека или законодательства отдельных стран?

Русский язык 

  • Заимствованным словам у нас не место: да или нет

Математика

  • Математика — царица наук?

Физика

  • Нужно ли закрывать АЭС?
  • Жизнь без силы трения: плюсы и минусы

Химия

  • Нужно ли запретить пластик?
  • Нитраты — это зло?

Биология

  • Вирусы — живые существа?
  • Генная инженерия. ГМО: больше вреда или пользы
  • Человек — венец природы?

История

  • Иван Грозный. Чего больше: реформ или проблем
  • Аграрная реформа Столыпина: прорыв или провал

Для школьников дебаты  — это игра, а для преподавателя — эффективный инструмент для всестороннего развития учеников. Умение отстаивать мнение и при этом слушать других пригодится всем без исключения. Даже тем, кто сейчас думает, что важнее всего вызубрить формулы и отточить решение задач.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×