Как использовать сочинения ваших выпускников при подготовке учеников к ЕГЭ

26.08.2022
153

Каждый год после окончания всех экзаменов мы просим студентов прислать нам отзывы о занятиях. Не менее важно попросить и бланки с ответами, сохранить их и использовать в дальнейшей работе. Как сделать это эффективно и помочь будущим поколениям выпускников, расскажем в данной статье.

Содержание:

  1. Используем сочинение ЕГЭ в качестве образца
  2. Разбираем ошибки учеников в сочинении ЕГЭ
  3. Отрабатываем ключевую лексику и грамматику

1. Используем сочинение ЕГЭ в качестве образца

Если ваши выпускники прекрасно справились с экзаменационными заданиями и получили максимум за сочинение, то вы можете использовать данные примеры в обучении новых учеников. Рассмотрим несколько вариантов такой работы:

Изучаем формат сочинения

В начале работы с новыми студентами необходимо изучить экзаменационный формат, и в этом как раз помогут готовые сочинения прошлых лет. Вы сможете применить технику guided discovery: учащиеся сами сделают выводы о структуре сочинения, отвечая на подготовленные вами вопросы. Вопросы могут быть такими:

• How many parts are there in the essay/letter?
• Which words are used as linkers (for example, firstly…)?
• How are you supposed to finish the essay/letter?
• What material should you use when writing?
• How many words is it recommended to write?

Эти вопросы вы можете оформить для студентов в виде таблицы.

Так вы вместе с учениками уже на первом уроке создадите памятку, которую можно будет использовать в процессе подготовки.

Разбираем критерии оценивания письменной работы

Работа над критериями может проходить так же, как и проработка формата сочинения: по технике guided discovery. 

Предложите оценить сочинение другого ученика по предложенным критериям. Пусть сначала ребята сами выставят баллы, а затем сравнят их с баллами, на которые оценили проверяющие эксперты. 

Такой прием помогает использовать принцип активности в обучении: лучше запоминается то, что студент сам прорабатывает, оценивает и применяет. В качестве домашнего задания вы можете дать другое сочинение или письмо, чтобы студенты попробовали еще раз оценить работу по официальным критериям.

Работаем с текстом эталонного сочинения

Текст сочинения, написанный на максимальный балл, может служить материалом для урока. Вы сами выбираете, что конкретно хотите отработать с учеником. Предлагаем возможные варианты:

  • Вводные слова и конструкции (linkers).
  • Фразы приветствия и завершения.
  • Past Simple и Present Perfect для описания событий и опыта.
  • Gerund and Infinitive.

Возьмите сочинение прошлого года и закройте лексические единицы или грамматические конструкции, которые будут являться объектом внимания. Задача учеников — восстановить текст сочинения. Если вы работаете с лексикой, то можете также предложить студентам подобрать еще несколько синонимичных вариантов. Такая работа может проводиться в парах или мини-группах.

Еще одним интересным заданием может стать поиск интересных или удачных словосочетаний. Задание можно организовать следующим образом:

  • разделите учащихся на пары или мини-группы,
  • предложите каждой паре выписать наиболее интересные и удачные на их взгляд выражения,
  • попросите учащихся обменяться списками друг с другом и составить собственные предложения с новыми лексическими единицами.

Предлагаем другие статьи по теме ЕГЭ:

2. Разбираем ошибки учеников в сочинении ЕГЭ

Работаем над ошибками по критериям

Студентам важно видеть ошибки. Именно в подготовке к экзаменам справедливо сказать, что на ошибках учатся. Предлагаем работать по такому плану:

  • покажите выставленные проверяющими баллы по критериям,
  • предложите найти в тексте сочинения возможные ошибки, при этом важно проработать каждый критерий последовательно,
  • предложите исправить сочинение, отредактировав ошибки.

Вносим редакторские правки

Когда работа над сравнением критериев и выставлением баллов завершена, полезно начать исправление допущенных ошибок. Такая работа будет особенно полезна, когда студенты уже обладают определенным багажом знаний: владеют необходимыми лексическими единицами, умеют употреблять наиболее распространенные грамматические времена и конструкции, уже изучили подробно одну или несколько тем кодификатора.

Если вы работаете в группах, то разделите студентов на пары или мини-группы. Каждая группа предлагает варианты исправления ошибок, а затем в общей конференции сравнивает полученные варианты, вновь используя критерии оценивания.

3. Отрабатываем ключевую лексику и грамматику

Если в сочинении допущены лексические или грамматические ошибки, то их исправление можно провести на двух разных этапах работы. Выбор этапа зависит от ваших учеников и программы.

Вариант 1: Тип ошибки служит отправной точкой для изучения темы

Учитель предлагает найти грамматические/лексические ошибки, связанные с определенной тематикой. Затем следует подробная презентация темы и практическая отработка. Последним этапом станет редактирование текста сочинения.

Вариант 2: Исправление ошибок происходит как итог изучения темы

Когда тема уже изучена и отработана, учитель предлагает итоговое задание по редактированию ошибок. Важно обратить внимание студентов на том, что необходимо исправить только те ошибки, которые относятся к пройденному материалу. 

Если вы работаете с группой, то итоговые исправленные варианты можно сравнить так: предложите студентам обменяться ими в парах/группах. Попросите отметить знаком «+» наиболее удачные, по их мнению, варианты исправления.

Как видно, сочинения прошлых лет могут стать отличным материалом для урока с новыми учениками. Кроме того, вы покажете, как можно эффективно учиться на ошибках других людей. Приятным бонусом станет то, что подготовка такого урока занимает очень мало времени.

Как вам предложенные решения работы с сочинением ЕГЭ? Коллеги, поделитесь своим мнением в комментариях!

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×