Вопрос методисту: Реально ли за учебный год подготовить к успешной сдаче ЕГЭ ученика с низким уровнем английского?

Это новая рубрика Skyteach: «Вопрос методисту». Здесь мы отвечаем на вопросы, которые волнуют вас как преподавателей. Вы присылаете их на почту ask-skyteach@skyeng.ru, а наша команда преподавателей, методистов и психологов дает развернутый комментарий и делится рекомендациями

Вопрос звучит так:

Занимаюсь с учеником уровня Elementary. Недавно он сообщил мне о своем решении сдавать ЕГЭ. Реально ли за один учебный год подготовить к успешной сдаче ЕГЭ ученика с низким уровнем английского?

dilara biktagirova Skyteach
На вопрос отвечает сертифицированный (CAE) преподаватель и методист Skyeng, магистр мультилингвальной педагогики Диляра Биктагирова. Диляра сдавала ЕГЭ по английскому в 2015 году и набрала 91 балл

Я полагаю, что задача реальная, однако для того, чтобы ее решить, ученику и преподавателю нужно работать в связке: необходимо составить план действий и четко ему следовать.

Что нужно сделать в первую очередь?

Для начала нужно поговорить с учеником и его родителями, например, задать вопросы:

  • На какой балл они планируют сдать?
  • Какой результат для них будет считаться успешным?

Если вам озвучивают «85 и выше», не стоит питать иллюзий — скажите напрямую, что это (практически) невозможно. Цель должна быть достижимой. Я полагаю, что с текущими исходными данными, — 50-55 баллов ЕГЭ. Конечно же, важно сказать о том, что заниматься будет нужно регулярно, не меньше трех раз в неделю, а также о том, что очень важно выполнять абсолютно все домашние задания, без исключений. Дисциплина — основа успеха. 

Если разговор состоялся, ученик и его родители трезво оценивают свои возможности, можно начинать. Было бы неплохо провести стартовую диагностику: решить тест из демонстрационного варианта на портале ФИПИ. Возможно, после получения результатов теста нужно будет повторно поговорить с родителями, а затем еще раз все хорошенько обдумать.

Как готовить слабого ученика к ЕГЭ?

Для того, чтобы ученик успешно справился с заданиями на самом экзамене, необходимо, чтобы у него сложилось понимание структуры заданий — нужно «набить руку» на тестах. Сделать это можно, если снова и снова решать задания ЕГЭ по английскому языку. Для этого рекомендую приобрести всевозможные сборники в книжных магазинах (по моему опыту, наиболее сложные тесты под редакцией М.В. Вербицкой).

Однако если вы занимаетесь онлайн, удобнее пользоваться веб-версиями тестов. Их можно найти на ФИПИ, в открытом банке заданий, а также на портале РЕШУ ЕГЭ. Еще могу порекомендовать портал Незнайка. Плюсы таких сайтов в том, что варианты тестов на них обновляются ежемесячно. Преподаватель может отправить студенту тест, разобрать результаты, а еще — воспользоваться конструктором тестов.

Так как в нашем случае у ученика общий уровень языка низкий, нужно поднатаскать его не только по тестам, но и в целом прокачать уровень владения языком. Для этого рекомендую заниматься по курсу общего английского.

Как подготовить психологически?

Конечно же, очень важно подготовиться психологически. На первый взгляд это может прозвучать наивно, однако искренность в отношениях между студентом и преподавателям — очень важный компонент психологической подготовки к экзамену. Придумайте собственную систему поощрения ученика.

Более подробно об этом аспекте работы в моей статье Как помочь студенту подготовиться к экзаменам

Примеры из опыта преподавателей:

У меня были такие ученики. В подобных ситуациях, во-первых, я серьезно разговариваю с учеником и говорю все как есть, без прикрас, затем обсуждаю вопрос с родителями, так как ответственность делится между тремя сторонами. Я говорю, на какой реальный балл может сдать ученик, не пропуская уроки и выполняя 100% домашнего задания. Важно донести, что учитель — не волшебник: сколько бы труда он ни приложил, чуда не произойдет. Не нужно забывать, что для подростков экзамен — это новый опыт, и неизвестно, справится ли он с нервами, ведь даже у сильных учеников бывают срывы. После этого разговора ученики, как правило, начинают задумываться, ведь в 11 классе у них много других предметов, помимо английского.

В самом начале и после 8 занятий я провожу мини-пробники (тестовую часть). Были в моей практике истории, когда после 4-8 занятий ученик и его родители отказывались от идеи сдавать экзамен — приходило осознание, что даже порога они не достигнут. Были и те, кто продолжал подготовку. 

Касаемо стратегии подготовки: я прорабатываю с учениками базовую грамматику, словообразование, обучаю писать e-mail (по сути здесь легко набрать 5-6 баллов). За эссе даже не берусь — пустая трата времени: нужного количества слов не наберут, да и развернуть каждый абзац не смогут.

Заставляю учить слова по темам, прогоняем аудирование и чтение (без последнего задания, хотя, пожалуй, пробовать надо, в конце концов можно и угадать). Если говорить про speaking, я думаю, что надо прогонять все задания из этого блока. Даже на слабой лексике, зная ловушки и то, чего хотят от ученика, можно набрать баллов 7-8 из 20. Я всегда убеждаю посещать разговорные клубы: количество все равно перейдет в качество.

И еще, как и в любом деле, играет роль мотивация ученика. Если он целеустремленный, старается изо всех сил пробить стену, что-то он все-таки пробьет.

Именно мы, преподаватели, помогаем эти стены пробивать. Поэтому очень важно вселить в ученика уверенность. Помню, как в общеобразовательной школе после сдачи ОГЭ моя ученица сказала: «Спасибо Богу, что Вы пришли в нашу школу, я была уверена что не сдам английский, но, я Вас спросила, и Вы ответили: «Обязательно сдашь!» Конечно, ученица старалась и работала, но я убедила ее в том, что она справится.

Преподаватель Анджела Трушкина
Мне кажется, многим преподавателям приходилось иметь дело со слабыми учениками. Здесь важно не создавать завышенных ожиданий, а исходить из реального положения дел. 

Я выстраиваю персональный план обучения, комбинируя уроки из разных курсов на платформе, а также использую дополнительные материалы. Основные усилия мы концентрируем на заданиях, с которыми ученик может справиться и извлечь максимум баллов. Также развиваем традиционно слабые зоны: умение анализировать контекст, логично и аргументированно излагать идеи, планировать время и сохранять концентрацию внимания. И, как ни странно, в работе со слабыми учениками я делаю ставку на продуктивные навыки. Разработка персонализированных шаблонов с необходимой лексикой и грамматикой позволяет таким ученикам получить хорошие баллы за speaking и writing, даже если use of english проседает.

Я четко обозначаю ученикам зону их личной ответственности, ведь они должны видеть прямую взаимосвязь вложенных усилий и конечного результата. Я ценю их труд и постоянно говорю им об этом. В особо сложных случаях выручают открытый диалог с учениками и родителями, чувство юмора и правило «не критикуй, а предложи решение». Поверьте, это очень мотивирует! Самое главное, мои ученики знают, что мы в одной команде и я на их стороне. 

Преподаватель Татьяна Захарова
Совет от руководителя психологической службы для преподавателей Skyeng Родиона Жукова и психолога англоязычных преподавателей Juhas Vasilija Ida:

Не возникает сомнений в том, что мотивация — ключевой фактор эффективного процесса. Преподавателю нужно помнить о том, что мотивация — внутриличностный процесс, учитель может только поддерживать стремление к обучению. В этом вопросе есть восточная мудрость «И один человек может привести лошадь к воде, но даже сто не могут заставить ее пить воду».

Чтобы ученику достичь поставленных целей, у него должна быть мотивация учения. Причины, которые побуждают человека к активной деятельности, могут быть разными. Для того, чтобы ученик был включенным в процесс, стоит провести инвентаризацию поставленных задач.

Возможный источник так называемой «прокрастинации» (бездействия на занятии) можно включить систему Альберта Эллиса «долженизм». Вместо «обязан», «должен» используйте формулировки «хочу» для того, чтобы сформировать ощущение свободы выбора у ученика. Порой ведь вопрос заключается не в мотивации студента, а в поддержке (эмоциональной, словесной). Давления от самой мысли о том, что необходимости выполнить такую большую задачу за короткое время, более чем достаточно, чтобы «напугать» будущего студента.

Другие статьи из рубрики Вопрос методисту:

Предлагайте свои идеи по этому вопросу или прокомментируйте наш ответ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×