Как научить ребенка читать по-английски: секреты и приемы обучения гласным в открытом и закрытом слоге

19.09.2022
281

Каждой русской гласной букве под ударением соответствует только один звук, английские же ударные гласные буквы могут обозначать три и более звуков. Мы предлагаем советы и приемы, которые помогут ученику запомнить и не запутаться в многообразии звуков и правил чтения английского языка.

priyemy obucheniya glasnym v otkrytom i zakrytom sloge 1 Skyteach

Этап 0. Следуем основному принципу

Сразу знакомить ребенка с системой правил чтения малоэффективно. У школьника только формируется словесно-логическое мышление, поэтому ему сложно запомнить множество причинно-следственных связей, или почему Ii читается то kit [ɪ], то kite [aı], то girl [ɜ:]. В этом возрасте он быстрее и лучше запоминает образы.

Для русскоговорящего ученика естественно пытаться читать по-английски так же, как по-русски: выучить для каждой буквы один звук и произносить соответствующие буквам звуки в словах. В английском языке так читать все слова невозможно, однако именно с этого следует начать обучение чтению.

Этап 1. Используем фонематический подход

Суть подхода в том, что ребенок в первую очередь запоминает звук, соответствующий каждой букве. Для гласных букв мы учим звук, который соотносится с закрытым слогом (II тип).

A a [ӕ] — apple, ant
E e [e] — egg, elephant
I i [ɪ] — insect, igloo, ink
U u [ʌ] — umbrella
O o [ɒ] — orange, octopus
Y y [ɪ] — puppy

На этом этапе важно, чтобы ребенок запомнил одну фонему для каждой гласной буквы и легко узнавал ее в словах. Здесь помогут:

  • Песенки Phonics songs, например:
  • Игры для тренировки чтения, например, игры-ходилки с кубиком и фишками:
priyemy obucheniya glasnym v otkrytom i zakrytom sloge 3 Skyteach
  • Карточки для чтения. Их можно разрезать и вытягивать вслепую, а еще бросать кубик и выбирать, а затем читать подходящую карточку:
priyemy obucheniya glasnym v otkrytom i zakrytom sloge 2 Skyteach
  • После изучения звуков, которые соответствуют буквам, ученик может переходить к небольшим текстам:

It is a big red dog. It can run and swim. It is happy! It is Ted’s black umbrella.

Этап 2. Учим ребенка алфавиту

Ученик узнает названия букв и запоминает их. В русском языке названия букв мало отличаются от звуков, которые они обозначают, поэтому русскоговорящему ребенку трудно понять, что у буквы бывает несколько названий, а в дальнейшем и несколько вариантов чтения. 

Попробуйте так объяснить школьнику, почему буква может называться и звучать по-разному:

Как тебя зовут? (Маша, Ваня, Лера)
Как тебя называют в семье? (Машенька, Ванечка, Лерочка)
Когда ты вырастешь, как тебя будут называть? (Мария, Иван, Валерия).

У нас всех есть несколько имен. Дома нас называют одним именем, а официально нас называют по-другому. У каждой буквы тоже есть официальное «имя», которым она называется в алфавите, а есть «имена», которыми буквы читаются в словах.

Предлагаем другие полезные статьи по теме:

Этап 3. Обучаем чтению гласных в открытом слоге (I тип чтения) и знакомим с «волшебной» E

Маленьким ученикам сложно разобраться с механизмом определения типа слога. Понятие «открытый» или «закрытый» слог может запутать. Дети не понимают, как определить тип слога, следовательно не запоминают правило чтения.

Рекомендуем объяснять принцип определения типа слога более взрослым ученикам, например, тем, кто учится в пятом или шестом классе. Начинающим же изучать английский важно уметь читать слова типа “like”, “name”, “bike”, то есть слова с «немой» Е.

Вариант 1. Рассказываем сказку про «волшебную» Е

В английском алфавите живет волшебная буква Е. Она любит играть с другими гласными буквами. Если она становится в конце слова, то гласная в середине слова звучит по-другому! Гласная в слове читается так, как она называется в алфавите. Волшебная Е молчит в таких словах, она дает гласным звучать иначе.

Посмотрите, как буква Е превращает одни слова в другие:

Вариант 2. Рассказываем сказку про «сильную» и «добрую» букву Е

Жила-была волшебная буква Е. Она была очень доброй. Согласные буквы обижали гласные буквы, они забирали их силу, поэтому гласные становились слабыми и звучали кратко:

hat [ӕ], pin [ɪ], bit [ɪ], cut [ʌ]

Волшебная Е обладала суперсилой и решила помочь гласным буквам. Она встала в конце слов и передала гласным всю свою мощь. Гласные начали звучать сильно, так, как они называются в алфавите, и получились новые слова. Смелая Е, отдав всю свою силу, не могла звучать, но была очень рада, что помогла гласным.

Этап 4. Закрепляем правила чтения сказками

После знакомства с правилом чтения гласных в открытом слоге можно предложить ребенку фонетические сказки. Ученики обычно с большим воодушевлением читают «настоящие книжки» на английском языке. Хорошие сказки, например, представлены в серии Usborne Phonics Readers:

Такое плавное знакомство с чтением на английском языке в методике часто указывают как принцип обучения чтению дошкольников. Однако ученики начальной школы еще не могут в полной мере запоминать логические последовательности. У них легче и быстрее закрепляются в памяти простые образы и истории.

Подробное знакомство ребенка с буквой Е поможет ему усвоить, в каких словах гласные читаются иначе, а еще он легко начнет узнавать слова I типа слога, которые включают «немую» Е. Когда школьник перейдет в старшие классы, он легко поймет, что такой слог называется «открытым», и познакомится со сложными словами этого типа чтения гласных букв.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×