Вопрос методисту: Ученика нашли, а как выстроить процесс работы?

Это новая рубрика Skyteach: «Вопрос методисту». Здесь мы отвечаем на вопросы, которые волнуют вас как преподавателей. Вы присылаете их на почту ask-skyteach@skyeng.ru, а наша команда преподавателей, методистов и психологов дает развернутый комментарий и делится рекомендациями

Вопрос звучит так:

У меня есть основная работа, которая мне нравится и которую не хочу оставлять. Но ничего не могу поделать с желанием преподавать английский. Подскажите, пожалуйста, с чего начать. Что делать с учеником, когда он найдется? В моем представлении, мы примерно определяем уровень, ставим цели, затем подбираем УМК и идем по учебнику. Но как это реализовать на практике? С уважением, Анастасия.

dilara biktagirova Skyteach
На вопрос отвечает сертифицированный (CAE) преподаватель и методист Skyeng, магистр мультилингвальной педагогики Диляра Биктагирова.

Спасибо, Анастасия, подготовили для вас подробный ответ. Всегда приятно видеть педагога, который горит своим делом и любит то, чем занимается. Это уже немалая часть успеха в работе с потенциальным учеником. Давайте рассмотрим примерный алгоритм действий после того, как вы нашли студента:

1. Определяем текущий уровень ученика

Делаем это в три этапа. Сперва спросите самого ученика про уровень владения английским языком. Скорее всего, он не даст точного ответа. Но бывают исключения, когда студент знает, что такое шкала CEFR и даже может адекватно оценить собственный уровень по ней. Возможно, ученик недавно сдал экзамен и получил сертификат определенного уровня. Так или иначе, чтобы было проще разобраться с уровнями, поделитесь с ним публикацией

Затем отправьте студенту тест на предварительное определение уровня языка. Лучше, если он будет креативным и интересным, как, например, тестирование от Skyeng Magazine.

Следующий этап — первый урок. В ходе бесед и выполнения заданий вы наиболее точно определите уровень английского у студента. Скорее всего, навыки вашего ученика будут развиты неравномерно — это нормально.

2. Ставим цели

Важно узнать, для чего студент решил заниматься английским — точное понимание конечной цели поможет мотивировать ученика. Главное, чтобы цели были конкретными и достижимыми.

Пример неправильной цели — «учу английский просто так, для себя». Пример правильной цели — «учу английский, чтобы общаться с носителями языка во время путешествий и чтобы смотреть сериалы в оригинале».

3. Определяем план обучения

Здесь все очень индивидуально. Вы определяете, по какому курсу пойдете — общий, Business, разговорный или какой-либо другой.

4. Подбираем материалы

Есть те учителя, которым удобно и комфортно работать по УМК. В статье «Как начать работать с новым УМК. Разбираем на примере Family and Friends» вы найдете рекомендации.

Кому-то больше нравится искать материалы из разных источников и комбинировать их. Мы в блоге Skyteach предлагаем  преподавателям сотни готовых сценариев и упражнений для занятий.

Для того чтобы почувствовать себя увереннее, предлагаем посмотреть вебинар «Как провести первый урок с новым учеником».

Примеры из опыта преподавателей:

Для начала определяем цели. У большинства моих студентов, к сожалению, главная цель — усвоить школьную программу. Поэтому, учитывая сильную загруженность учащихся, уже много лет не беру в качестве основного учебника никакой другой, кроме того, по которому они обучаются в школе. 

Конечно, дополняю занятия ресурсами, необходимыми для прокачки всех аспектов языка и видов речевой деятельности. Здесь имею в виду компоненты школьного УМК, которые не используются в школе, и дополнительные интерактивные ресурсы (у меня есть волшебная тетрадочка, в которой записаны грамматические упражнения по всем уровням из линеек Headway и New English File). 

Также очень люблю технологию паттернов, которую позаимствовала у Николая Ягодкина. У меня даже накопился приличный банк паттернов, в основном грамматических. 

Напоследок делюсь своим секретом. Я всегда помню, что эмоции повышают степень усвоения любой информации, в том числе учебной, поэтому стараюсь всегда находиться в ресурсном состоянии и дарить радость and excitement!

Преподаватель Елена Гаврилова
Сначала я знакомлюсь с учеником, а затем спрашиваю о том, где и как он использует английский, с кем общается, какие трудности испытывает. Все это позволяет подобрать наиболее подходящий материал: далеко не всегда это будет один учебник или только учебник.

Плюсы учебно-методического комплекса в том, что все структурировано и взаимосвязано. Минус, я думаю, в том, что иногда темы УМК не подходят целям ученика или студенту требуется больше заданий на отработку какого-то навыка. Тогда нужно подбирать дополнительные материалы. 

Советую ориентироваться на запрос студента. Например, если он хочет развить говорение, стоит обратить внимание на УМК, в котором такие задания представлены лучше.

Потом мы с учеником обсуждаем сроки, ставим цель и определяем, через какое время проверим, насколько приблизились к желаемому результату. 

Преподаватель Skyeng Premium Юлия Долбина
Совет от руководителя методической поддержки Skyeng Гузель Сагсоз:

В начале работы с новым студентом важно понимать исходную точку, где находится ученик, и конечную, где он или она ожидают оказаться через некоторое время. 

Первые шаги:
1. Определите текущий уровень/навыки ученика, чтобы программа соответствовала знаниям.
2. Обсудите цели обучения или выявите их, чтобы видеть прогресс, идти к нему.
3. Разберите потребности и пожелания ученика, чтобы установить контакт и быть на одной волне.
4. Выберите или составьте программу, чтобы реализовать обсуждаемое выше.

Первые три шага можно сделать на первых двух уроках. Для этого попробуйте:
 — отправить placement test на дом и на уроке обсудить/пройтись по ошибкам; 
— проверить устный навык ученика, используя вопросы разного уровня; 
— обсудить вопросы касательно целей обучения: с кем, как, когда, как часто и зачем нужен язык;
— как сам ученик видит учебный процесс и что ожидает в итоге. 

Выбрать программу сложнее, на это нужно больше времени, ведь многое  зависит от индивидуальных особенностей ученика: кому-то нужен серьезный подход по учебникам, тогда УМК подходящего уровня окажет хорошую службу; а кто-то ожидает персонализированный подход и работу без учебника.

Какими бы ни были пожелания студента, помните, что вы — преподаватель и носитель знаний, навыков и инструментов, которые помогут ученику достичь его целей.

Другие статьи из рубрики «Вопрос методисту»:

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×