Как создать тест: разбор 5 типов вопросов и советы ученых

07.10.2022
252

Нелюбовь студентов к тестам вполне понятна и объяснима — это дополнительный стресс и страх получить низкий результат. Даже самый умный ученик может угодить в «ловушку восприятия» — не попасть в авторскую интерпретацию создателя проверочного материала и потерять баллы. О нюансах, которые стоит учитывать преподавателю при создании собственных тестов по английскому языку, читайте в этой статье.

Содержание:

Учитываем исследования

Подготовили обзор полезных советов из научной литературы, которые помогут вам создать качественный тест.

Совет 1

Не существует учеников, не способных решить тест — существуют недостаточно подготовленные.

Согласно одному из исследований, академическая успеваемость и успешное выполнение тестов напрямую связаны с тем, умеет ли обучающийся пользоваться всеми ресурсами и стратегиями, которые вы обсуждаете в классе. 

Для преподавателей это означает — созданию хорошего теста обязательно предшествует формирование полезных привычек у test takers.

Совет 2

Слишком простые и сложные тесты одинаково неэффективны. 

Об этом в своей статье написал Эндрю С. Батлер.

В первом случае не происходит нужного интеллектуального стимула, во втором — ученик может быть серьезно демотивирован и подавлен из-за того, что не смог «предугадать», насколько углубленным окажется тестирование (спойлер: и не должен).

Совет 3

Чтобы снизить уровень стресса, а также повысить шансы на успешный результат, усложняйте вопросы в тесте постепенно. 

Такой совет дан в этом исследовании.

Преподавателям стоит взять на заметку, что первые вопросы формируют общее эмоциональное впечатление учеников о тесте — важно, чтобы оно было положительным и мотивирующим.

Совет 4

Чем меньше вопросов с подвохом используется в тесте, тем лучше. 

Еще один полезный вывод из работы Эндрю С. Батлера.

Рабочая задача преподавателя при создании тестов — провести оценку знаний. Есть еще скрытая ценность у такой проверки. Когда ученики не до конца уверены в правильности выбранного ответа, они пытаются воссоздать в голове цепочку из аргументов за и против. Однако, сталкиваясь с вариантом ответа или формулировкой, которую они никак не ожидали увидеть, студенты рискуют потратить много времени на поиск верной интерпретации и ухудшить результат.

Соблюдаем принцип

Создание качественных тестов строится на правильном выборе типов вопросов, их сильных и слабых сторон в оценке знаний конкретных учеников и конкретного материала. Продумывая проверочный материал, нужно задавать себе вопросы «Что изучалось» и «Каким образом».

К примеру, если в рамках курса вы в большей степени работали с фактологической информацией, то присмотритесь к вопросам в формате True-False и Multiple choice.

Советуем заглянуть в другие полезные материалы:

Создаем вопросы разных типов

Multiple choice

Такие вопросы многозадачны, но чаще всего используются для определения верного значения слова, поиска оптимального ответа на проблему, обозначенную в вопросе, или понимания контекста (актуально для заданий с текстами).

Чего следует избегать:

  • Вариантов ответа “All of the above/None of the above“. Вместо того чтобы мотивировать ученика найти правильный ответ, такие опции больше способствуют развитию другого навыка — узнавания наиболее вероятных неверных ответов вместо рефлексии.
  • Содержательного пересечения вариантов ответа.
Пример

Менее эффективно:

Q1. Present Continuous is used to talk about
1. Plans and arrangements
2. An annoying pattern of behavior
3. All of the above

Более эффективно:

Q1. Present Continuous is used to talk about
1. Plans and arrangements
2. An annoying way of behavior
3. Actions repeated regularly

Комментарий: включение варианта “All of the above“ (уже содержащей спойлер верного ответа) упрощает ученику задачу, которая сводится только к рассмотрению первых двух опций и их анализу.

True-False

Вопросы пригодятся для проверки содержания текста и утверждений, а также знания теории и другой фактологической информации.

На что обратить внимание

  • Неосторожный выбор слова может привести к изменению сути вопроса. Избегайте двусмысленного толкования — предлагаемые утверждения должны быть полностью верными или нет. 
  • Не злоупотребляйте наречиями частотности и модальными глаголами.
Пример

Менее эффективно: 

Q2. Past Simple, not Past Continuous is usually used to talk about repeated past actions. (True/False)

Более эффективно:

Q2. Past Simple is used to talk about repeated past actions. (True/False)

Комментарий: включая в формулировку наречие частотности usually, преподаватель может создать дополнительные сложности у ученика, чей уровень языка ассоциирует Past Simple только с законченными действиями в прошлом. Кроме того, присутствие в формулировке другого грамматического времени — Past Continuous — может искусственно затруднить задание и, как следствие, понимание функций Past Simple. 

Fill in the blank

В отличие от Multiple choice и True-False в таких вопросах ученикам нелегко угадать правильные ответы или найти их методом исключения заведомо неправильных.

Чего следует избегать:

  • Большого количества пропусков (оптимально 1-2 для утверждения).
  • Грамматического соответствия.
Пример

Менее эффективно:

Q3. A clever device or object that has been invented for a particular purpose is called an _____ .

Более эффективно:

Q3. A clever device or object that has been invented for a particular purpose is called a(n) _____ .

Комментарий: верный ответ (contrivance) начинается с согласной, и использование неверного артикля в формулировке (особенно при условии, что ученик отлично знает правильный ответ) может привести к ненужным сомнениям и ошибке. Например, вместо верного ответа ученик использует грамматически подходящее слово “equipment”.

Matching

Вопросы этого типа помогают протестировать знание и понимание:

  1. слов и их определений;
  2. структурных частей предложения;
  3. функций грамматических конструкций;
  4. коммуникативной ситуации (соединение верных ответов и вопросов на реплики собеседника).

Убедитесь, что

  • Структура и формат вопроса не выдают ответ.
  • Опции не пересекаются по содержанию, чтобы не ввести ученика в заблуждение.
  • При создании вопросов с помощью онлайн-конструкторов тестов проверьте, что не даете интерактивному формату заместить проверку знаний учеников.
Пример

Менее эффективно: 

Q4. Find the match to the part of the rule

We use last, ago and yesterday 
1. to say when the action happened.
2. to talk about the past.

Более эффективно: 

Q4. Find the match to the part of the rule

We use last, ago and yesterday 
1. to specify the time when the action happened.
2. at the end of the sentence. 

Комментарий: первая пара утверждений содержательно пересекается и предлагает ученику выбрать из утверждений, каждое из которых будет иметь смысл, во втором варианте опция 1 (верная) тестирует понимание концепции time markers, в то время как вторая (неверная) содержит вопрос о структуре предложения и месте time markers в ней.

Ordering

Больше всего такие вопросы подходят для определения структуры диалогов, последовательности действий и ранжирования информации.

Что следует иметь в виду: 

Оптимально использовать 5-7 опций для ранжирования либо разбить опций на сеты, если их много. Это не означает, что вы снижаете когнитивную нагрузку на задание — меньшее количество опций, которое сопровождается контекстом, более эффективно и понятно для выполнения.

Практическое задание для читателей

Перед вами стоит задача протестировать ученика на знание структуры монолога в устном задании 3 (ОГЭ). 

Исходный текст монолога для задания выглядит следующим образом: 

Now I’m going to give a talk about the Internet.

Nowadays, the number of internet users is growing, and the majority of them are teenagers, also known as digital natives. Because of the Internet, their phones and other devices have made their lives easier and more comfortable. That is why they prefer to message friends on social media rather than spend hours or even days on the road trying to reach them. The Internet shortens long distances, but it can also put young users in danger. Many teenagers have been victims of cyberbullying. All in all, despite some serious risks it may pose to teenagers, I believe the Internet is a good way to communicate with people from all over the world.

That’s all I had to say about the Internet.

Вопросы для размышления:

  1. Каким образом вы бы выбрали и распределили части монолога для ранжирования, чтобы сделать задание максимально эффективным для ученика?
  2. С какими другими сложностями, помимо большого количества опций, может столкнуться преподаватель при делении текста на отрывки? 

Поделитесь своими идеями и ответами в комментариях!

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×